1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (359) за 09.06.99

КАК Я НЕ СТАЛА СТОМАТОЛОГОМ

В опустевшую аудиторию вошли две уборщицы. Заглянули под один стол, другой, недоуменно переглянулись и спросили беседовавших преподавателей: "Неужели здесь был экзамен?" -- "Да", -- ответили они. -- "Этого не может быть! -- компетентно заявила старшая. -- Экзаменов без шпаргалок не бывает. А тут -- ни одной бумажки!"

Оказывается, бывает. Только этот экзамен особый -- лицензионный, и введен в Украине впервые. Теперь прежде чем молодого врача допустят к вашему телу, он должен доказать, что владеет стандартным минимумом знаний. Сложно ли преодолеть новое препятствие к вожделенным "корочкам"? Я пишу на медицинские темы несколько лет, вроде поднаторела. Вот и решила проверить свои знания...

Каждому из выпускников стоматологического факультета Киевского мединститута Украинской ассоциации народной медицины, к которым я пристроилась, выдали один из шести вариантов тестов и стандартный бланк. 200 вопросов и пять готовых ответов на каждый. За 200 минут из них надо выбрать не просто правильные, а лучшие и отметить карандашом в бланке. Потом в Центре тестирования Минздрава компьютер эти бланки сканирует и обрабатывает. Если студент верно ответил хотя бы на 35% вопросов -- получит диплом и сертификат качества. Меньше -- придется еще год грызть гранит науки и снова тестироваться.

Мне достался вариант № 1. Ну-ка, почитаем...

У ребенка болит зуб. Есть кариозная полость. Края крошатся. Какую пломбу будем делать? Предлагают силико-фосфатный и силикатный цемент, серебряную амальгаму, композитный и стеклоиономерный материал. Чего тут думать, выберу последний -- красиво звучит!

Дальше... Актер потерял в аварии два зуба. Какую конструкцию протеза (с учетом профессии) лучше предложить? Список прилагается. А мой участковый мучитель никогда не интересовался, кем я работаю...

Ребенок жалуется на боль и припухлость под челюстью. Температура повышенная. Что это -- обострение хронического паренхиматозного паротита, абсцесс щеки, смешанная опухоль приушной железы, эпидемический паротит? Кошмар...

Отвечая на первые два десятка вопросов, я еще пыталась вдумываться. А через час голова пошла кругом и я просто наугад ответила на остальные. Интересно, можно ли так "проскочить"?

-- Нельзя, -- улыбается Ирина Булах, директор Центра тестирования Минздрава. -- Все просчитано...

А если подглядеть куда-нибудь? В прошлом году, когда тесты "обкатывались", студентам разрешили пользоваться чем угодно -- учебниками, конспектами... Пошелестели и бросили: только время зря уходит. Кстати, почему 200 вопросов? Оказывается, если больше -- утомительно. А когда мало (10--20), то результаты непредсказуемые: отличник может ответить на "двойку", а троечник -- списать на "пять".

-- Вспомните, о чем обычно говорят студенты после экзамена, -- продолжает Ирина Евгеньевна. -- В каком настроении был преподаватель и удалось ли "запудрить ему мозги"! А после тестирования волнуются -- что ты сделал? как лечил? Идет серьезное профессиональное обсуждение, а не треп...

Результаты тестирования высветят не только знания будущих лекарей, но и уровень их преподавателей. Поэтому пока выпускники пыхтели над ответами, декан факультета Александр Мирза нервно мерял шагами коридор.

-- Почему-то считают, что если вуз платный, то диплом можно получить автоматически, -- говорит Александр Иванович. -- Уточняю: 650 долларов в семестр студенты платят за обучение, а не за "корочки". Те, кто думали иначе, за пять лет отсеялись.

И практически студенты подготовлены не слабо: начиная с третьего курса работают в поликлиниках и травмпунктах. Половина из них сами зарабатывают деньги на учебу, даже за границей. Так стоит ли их мучить дополнительно, ведь есть госэкзамены?

-- Стоит, -- говорит Ирина Евгеньевна. -- У нас ведь до сих пор работают по принципу "сам учу -- сам оцениваю". Качество знаний должна оценивать третья, независимая сторона, как это делают в США, Англии, Франции, Германии. Может, не всех это устраивает, но это их проблемы.

...Признаюсь честно: обмануть компьютер мне не удалось. Результат оказался наихудшим в Украине -- всего 22% правильных ответов! Ужасно стыдно, потому что среди моих "коллег" ниже 48% никто не опустился... Молодцы! Зато в Одесском мединституте нашелся уникум, который учился пять лет, а опередил меня лишь на шесть правильных ответов... Из 1514 будущих стоматологов не прошли тестирование всего 11.

В следующем году новшество испробуют терапевты и педиатры, в 2001-м -- фармацевты, а в 2002-м и до медсестер дело дойдет.