Выпуск газеты Сегодня №32 (287) за 19.02.99
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ, ТО НЕ ПОЗВОЛЕНО..,
Для начала сошлюсь на публикацию в декабрьском выпуске журнала "Энергобизнес" (№ 49 за 1998 г.). Там речь идет о том, что объявленные когда-то, затем вроде бы упраздненные, но защищаемые нашими судами льготы для СП с иностранными инвестициями основательно мешают сегодня развитию рынка отечественных ГСМ. Проще говоря, "льготные" поставки топлива из-за рубежа настолько выгодны, что нашему производителю, что называется, нечего ловить... Иллюстрируется схема парой примеров, но каких!.. Скажем, только один контракт от 13.03.98 г. принес некоему черниговскому СП экономию на таможенных сборах в 400 миллионов гривен! Прикиньте, сколько это будет (на тот период) в "баксах"... В июне того же года другое АОЗТ "провернуло" поставку через Феодосийский нефтетерминал и сэкономило 10 миллионов, но уже "зеленых". (Интересно, делились ли ребята с контролировавшим в то время любой мало-мальски значимый бизнес в Феодосии "авторитетом" по кличке "Белый"? Ведь в группировку "Белого", по данным крымской милиции, даже мэр входил лишь в качестве бригадира...)
По словам специалистов, с которыми доводилось беседовать, подобные поставки относятся к разряду так называемого "рискового импорта". То есть, поскольку официально льготы по налогообложению для СП в Украине как бы отменены (чтобы не утомлять читателей, отошлю любопытствующих к многочисленным публикациям в прессе, в т. ч. и в нашей газете), есть риск, что груз таможенники задержат. И заявят: либо платите все положенные сборы (ссылаясь при этом на действующее законодательство), либо ваш бензин (окорочка, водка, фрукты и т. д.) будет стоять нерастаможенным. Что делает бизнесмен-"льготник"? А вот что -- он соглашается... платить! Но при этом говорит (или думает про себя): "Ничего, я на днях обращусь в суд и верну свое". В большинстве случаев так оно и происходит. Так вот, эксперты утверждают, что в стоимость товара заранее закладываются "издержки риска". Проще говоря, затраты на ведение судебного процесса, адвокатов, подкуп чиновников и т. д. Они покрываются, в конечном счете, за счет кармана потребителей, а удержанная уже в бюджет сумма вполне законных налогов возвращается к дельцам. А это, между прочим, живые деньги, которые могли бы пойти на зарплаты, пенсии, содержание армии и пр.
Сейчас споров по затронутому мною вопросу ведется предостаточно, в том числе и на самом высоком уровне. Наверное, многим памятно высказывание по этому поводу Президента Украины Леонида Кучмы на заседании коллегии ГНАУ. Тогда Леонид Данилович посетовал, что суды, увы, нередко становятся не на сторону государства, возвращая "льготникам" то, что должно было бы пойти в бюджет. Президента можно понять: ведь на нашем рынке все-таки большинство бизнесменов и их предприятий работают без упомянутых льгот. И производят, и торгуют... Да, кряхтят от налогового бремени (а как иначе пополнить казну?), однако работают ведь! А "льготники" как будто в другом государстве живут.
Очевидно, что нарушается принцип справедливости -- раз. Огромные суммы уходят мимо казны (или "вырываются" из бюджета) -- два. Под большим вопросом законность сегодняшнего существования этих льгот -- три. Что особенно ярко проявляется, когда суды и юристы совершенно по-разному толкуют нынешнее (в этом плане) законодательство. Одни уважаемые судьи горой стоят за СП и "даденые" им когда-то льготы, другие говорят, что речь может идти только о защите инвестиций, и отменяют решения первых. Я не буду вдаваться в дебри этой полемики, считая, что обыкновенному, массовому читателю юридическая казуистика непонятна и неинтересна.
А вот язык цифр (если ими не злоупотреблять), понятен всем. Потому "на закуску" я приберег несколько "убийственных" примеров, показывающих, сколь пагубно для нашей экономики влияние упомянутых льгот. И какова, увы, динамика роста оказываемой им судебной поддержки (упаси Бог, если кто-то подумает, будто я имею в виду "заинтересованность" уважаемых судей).
Так вот, как видно из диаграммы, за весь прошлый год суды вернули в карманы "льготников" 9,4% от всех начисленных платежей на ввозимые в Украину товары. Реально уплачено в казну было в три раза больше. А в январе нынешнего года соотношение резко изменилось: почти четверть всех платежей вернулась через суды в СП. И это уже сопоставимо с тем, что уплачено в бюджет (треть). Куда идем?
Обратите внимание и на иллюстрацию-таблицу. Упомянутые выше СП-"льготники" ведь еще и монополисты по импорту мяса, масла, жиров, спирта и многого другого. Монополист, как известно, сам может диктовать цены. А если он к тому же налоги не платит... Ах, какие перспективы открываются, есть за что бороться! В судах, например...
Импорт в Украину продукции сельского хозяйства за 1998 год | ||||
<> | Наименование товара | тысячи долларов США | ||
<> | импорт | |||
всего | СП | % ко всему | ||
2206 | Прочие напитки сброженные | 642 | 635 | 98,84 |
207 | Мясо и пищевые субпродукты | 55 689 | 53 798 | 96,60 |
2003 | Грибы и трюфели | 275 | 249 | 90,57 |
1510 | Прочие масла и их фракции | 59 | 49 | 83,59 |
209 | Свиной жир | 507 | 375 | 73,94 |
2208 | Спирт этиловый неденатурированный | 49 980 | 36 338 | 72,70 |
1207 | Семена и плоды прочих масличных | 837 | 557 | 66,59 |
803 | Бананы, включая плантайны, свежие | 11 040 | 7 279 | 65,93 |
2006 | Плоды, орехи, кожура плодов | 34 | 22 | 64,55 |
1509 | Масло оливковое и его фракции | 120 | 74 | 61,86 |
1601 | Колбасы и аналогичные продукты | 7 290 | 3 897 | 53,46 |
1701 | Сахар тростниковый или свекловичный | 38 338 | 20 452 | 53,35 |