1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (287) за 19.02.99

ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ, ТО НЕ ПОЗВОЛЕНО..,

Выступая позавчера на парламентских слушаниях по "делу Лазаренко", народный депутат Украины Инна Богословская сказала, что настоящей кормушкой для нечистых на руку людей является госбюджет. Дескать, лишь из казны можно "добыть" действительно много, а частный капитал, бизнес таких возможностей не предоставляет. Так разве, по мелочам... Думается, с этим тезисом можно поспорить, если взглянуть хотя бы только на одну сторону деятельности частного бизнеса, а именно: на льготы по налогообложению для некоторых СП, с хрустом "выдираемые" ими из казенного "кармана" с помощью судебных разбирательств.

Для начала сошлюсь на публикацию в декабрьском выпуске журнала "Энергобизнес" (№ 49 за 1998 г.). Там речь идет о том, что объявленные когда-то, затем вроде бы упраздненные, но защищаемые нашими судами льготы для СП с иностранными инвестициями основательно мешают сегодня развитию рынка отечественных ГСМ. Проще говоря, "льготные" поставки топлива из-за рубежа настолько выгодны, что нашему производителю, что называется, нечего ловить... Иллюстрируется схема парой примеров, но каких!.. Скажем, только один контракт от 13.03.98 г. принес некоему черниговскому СП экономию на таможенных сборах в 400 миллионов гривен! Прикиньте, сколько это будет (на тот период) в "баксах"... В июне того же года другое АОЗТ "провернуло" поставку через Феодосийский нефтетерминал и сэкономило 10 миллионов, но уже "зеленых". (Интересно, делились ли ребята с контролировавшим в то время любой мало-мальски значимый бизнес в Феодосии "авторитетом" по кличке "Белый"? Ведь в группировку "Белого", по данным крымской милиции, даже мэр входил лишь в качестве бригадира...)

По словам специалистов, с которыми доводилось беседовать, подобные поставки относятся к разряду так называемого "рискового импорта". То есть, поскольку официально льготы по налогообложению для СП в Украине как бы отменены (чтобы не утомлять читателей, отошлю любопытствующих к многочисленным публикациям в прессе, в т. ч. и в нашей газете), есть риск, что груз таможенники задержат. И заявят: либо платите все положенные сборы (ссылаясь при этом на действующее законодательство), либо ваш бензин (окорочка, водка, фрукты и т. д.) будет стоять нерастаможенным. Что делает бизнесмен-"льготник"? А вот что -- он соглашается... платить! Но при этом говорит (или думает про себя): "Ничего, я на днях обращусь в суд и верну свое". В большинстве случаев так оно и происходит. Так вот, эксперты утверждают, что в стоимость товара заранее закладываются "издержки риска". Проще говоря, затраты на ведение судебного процесса, адвокатов, подкуп чиновников и т. д. Они покрываются, в конечном счете, за счет кармана потребителей, а удержанная уже в бюджет сумма вполне законных налогов возвращается к дельцам. А это, между прочим, живые деньги, которые могли бы пойти на зарплаты, пенсии, содержание армии и пр.

Сейчас споров по затронутому мною вопросу ведется предостаточно, в том числе и на самом высоком уровне. Наверное, многим памятно высказывание по этому поводу Президента Украины Леонида Кучмы на заседании коллегии ГНАУ. Тогда Леонид Данилович посетовал, что суды, увы, нередко становятся не на сторону государства, возвращая "льготникам" то, что должно было бы пойти в бюджет. Президента можно понять: ведь на нашем рынке все-таки большинство бизнесменов и их предприятий работают без упомянутых льгот. И производят, и торгуют... Да, кряхтят от налогового бремени (а как иначе пополнить казну?), однако работают ведь! А "льготники" как будто в другом государстве живут.

Очевидно, что нарушается принцип справедливости -- раз. Огромные суммы уходят мимо казны (или "вырываются" из бюджета) -- два. Под большим вопросом законность сегодняшнего существования этих льгот -- три. Что особенно ярко проявляется, когда суды и юристы совершенно по-разному толкуют нынешнее (в этом плане) законодательство. Одни уважаемые судьи горой стоят за СП и "даденые" им когда-то льготы, другие говорят, что речь может идти только о защите инвестиций, и отменяют решения первых. Я не буду вдаваться в дебри этой полемики, считая, что обыкновенному, массовому читателю юридическая казуистика непонятна и неинтересна.

А вот язык цифр (если ими не злоупотреблять), понятен всем. Потому "на закуску" я приберег несколько "убийственных" примеров, показывающих, сколь пагубно для нашей экономики влияние упомянутых льгот. И какова, увы, динамика роста оказываемой им судебной поддержки (упаси Бог, если кто-то подумает, будто я имею в виду "заинтересованность" уважаемых судей).

Так вот, как видно из диаграммы, за весь прошлый год суды вернули в карманы "льготников" 9,4% от всех начисленных платежей на ввозимые в Украину товары. Реально уплачено в казну было в три раза больше. А в январе нынешнего года соотношение резко изменилось: почти четверть всех платежей вернулась через суды в СП. И это уже сопоставимо с тем, что уплачено в бюджет (треть). Куда идем?

Pie chatr


Обратите внимание и на иллюстрацию-таблицу. Упомянутые выше СП-"льготники" ведь еще и монополисты по импорту мяса, масла, жиров, спирта и многого другого. Монополист, как известно, сам может диктовать цены. А если он к тому же налоги не платит... Ах, какие перспективы открываются, есть за что бороться! В судах, например...

Импорт в Украину продукции сельского хозяйства за 1998 год
<>

Наименование товара
тысячи долларов США
<>
импорт
всего
СП
% ко всему
2206
Прочие напитки сброженные
642
635
98,84
207
Мясо и пищевые субпродукты
55 689
53 798
96,60
2003
Грибы и трюфели
275
249
90,57
1510
Прочие масла и их фракции
59
49
83,59
209
Свиной жир
507
375
73,94
2208
Спирт этиловый неденатурированный
49 980
36 338
72,70
1207
Семена и плоды прочих масличных
837
557
66,59
803
Бананы, включая плантайны, свежие
11 040
7 279
65,93
2006
Плоды, орехи, кожура плодов
34
22
64,55
1509
Масло оливковое и его фракции
120
74
61,86
1601
Колбасы и аналогичные продукты
7 290
3 897
53,46
1701
Сахар тростниковый или свекловичный
38 338
20 452
53,35