Выпуск газеты Сегодня №45 (300) за 11.03.99
"НЕ ВИДЕЛ "ЖИВЬЕМ" НИ ОДНОГО САТАНИСТА"
-- Многие священнослужители негативно относятся к вашему Комитету, считая его не столько мостиком между церковью и государством, сколько наследником Совета по делам религий, действовавшего под патронатом КГБ...
Глава Госкомитета по делам религий Виктор Бондаренко |
-- Если вы регистрируете церковные организации, то должны знать, сколько религиозных течений в Украине?
-- Семьдесят шесть -- ни больше, ни меньше. Бурного роста новых "зерен" на церковной ниве ныне не наблюдается. Если в 1997 количество религиозных общин увеличилось на две тысячи, то в этом -- лишь на 1350 (в стране их ныне 23 тысячи). С регистрацией конфессий ныне нет никаких проблем. Церковь живет по своим законам, в которые мы стараемся не вмешиваться.
-- Какие религии, на ваш взгляд, сегодня являются опасными?
-- Среди зарегистрированных -- таких нет. А то, что какая-то конфессия многим не по душе, является предметом разговора не криминалистов, а эстетов и моралистов. К примеру, с точки зрения атеиста все церкви одинаково вредны, и нет разницы, в какой монастырь уходит верующий, -- к православным, католикам или протестантам. Однако насильно вернуть в мир человека, добровольно избравшего затворничество, -- чистой воды насилие. Ведь каждый имеет право на выбор, сообразно своим представлениям о мироздании. Другое дело, что сегодня появляются новые религии с элементами тоталитаризма. Их мы не регистрируем.
-- Однако вы же не будете отрицать, что такие течения в стране действуют, пусть и нелегально. К примеру, церковь Сатаны или Муна...
-- Мне не доводилось видеть ни одного официального документа, который мог бы подтвердить существовании церкви Сатаны. Я не видел ни соответствующей литературы, ни атрибутики, равно как ни одного сатаниста. Что касается церкви Муна, то она зарестрирована Минюстом как общественная организация. А вообще, официально признавая то или иное религиозное течение, следует учитывать еще и его влияние на психику.
-- Не пришло ли время вносить коррективы в Закон о свободе совести
и вероисповедания?
-- Хотя закон высоко оценен на Западе, многие его положения декларативны. К примеру, церкви запрещено заниматься политикой, но ответственность за нарушение этих норм не оговорена. Получается так: хочу выполняю, не хочу -- не выполняю. К доработке этого документа толкал нас и Совет Европы, требовавший упростить механизм регистрации религиозных организаций. Новая редакция закона сейчас находится на рассмотрении в двух парламентских комитетах. Параллельно свои поправки предложат верующие в лице специальной комиссии, решение о создании которой Госкомитет и Всеукраинский совет церквей приняли на совместном заседании.
-- Как вы считаете, нужна ли Украине "государственная религия"?
-- Начну издалека. На Западе с церквями, которые являются доминирующими и сыграли особую роль в становлении государства, правительство заключает специальный договор. К примеру, в Польше, где процветает множество религиозных течений, руководство страны подписывает конкордат только с Католической церковью. В Румынии, несмотря на декларации об отделении церкви от государства, наиболее влиятельные организации получают финансовую господдержку. Что касается Украины, ныне трудно представить, что какая-то конфессия получит государственный статус, ведь у нас поликонфессионное общество. Более половины верующих составляют православные, за души которых борется сразу несколько церквей. Наивно было бы полагать, что через 10-20 лет ситуация изменится.
-- Много ли в стране "горячих точек", возникших в результате религиозных распрей?
-- Триста. В 1991 году таких "горячих точек" было в три раза больше. Конфликты вызваны не столько историческими обстоятельствами, сколько нашей бедностью: нет денег на строительство новых храмов. Насмотревшись на религиозные "разборки" между епископами, многие верующие перешли из православной веры в католическую или протестантскую.
-- Согласны ли вы с утверждением, что религиозные конфликты управляются на политическом уровне?
-- Причины нынешней раздробленности православных имеют исторические корни. С другой стороны, религиозные распри -- как-то раскол епархий, борьба за храмы, -- подогревают отдельные украинские политики, пытаясь таким образом добиться поддержки верующих. А разговоры о подрывной деятельности спецслужб в церковной среде -- не более, чем сказки...
-- Как отразится на президентских выборах конфессионная раздробленность?
-- Конфессии разделятся на сторонников либо противников того или иного кандидата. Что касается греко-католиков, они скорее всего, останутся в стороне. Еще в преддверии парламентских выборов они высказались против поддержки какой бы то ни было партии, и слово свое сдержали. Правда, католические священники иногда дают комментарии, в частности, в адрес возможных кандидатов в президенты: мол, это хороший человек, а это -- пустослов. Но колоннами маршировать к урнам они не намерены, это вызывает мое искреннее уважение.
-- Как показали результаты выборов-98, духовенство в большей степени стремилось в местные советы, а не в Верховную Раду. С чем это связано?
-- Опираясь на большой авторитет в своем регионе, священнику легче выиграть выборы в местные органы власти. Для приобретения мандата ВР требуется уйма денег, которых у духовенства, как правило, нет...