1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №187 (442) за 07.10.99

"Я НЕ ХОЖУ В ТУФЛЯХ НА "ШПИЛЬКАХ" -- НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ"

Роман Карцев -- легенда советской и постсоветской эстрады. Нет человека в стране, который хоть раз в своей жизни не повторил бы сакраментальное: "Те, вчера, по пять, были очень большие. А сегодня по три, но маленькие".

Все знают, что Роман Андреевич родился в Одессе на Молдаванке. Что путевку на эстраду ему дал Аркадий Райкин. Что он тридцать лет счастливо женат.

Мы встретились с ним на съемках "Фонтан-шоу" (1+1). Роман Андреевич неважно себя чувствовал, я была бледна. В связи с этим мы решили, что нам нужно "собою заняться". Карцев мне рассказал такую историю: подходит его 7-летняя внучка Вероника к своей маме (то бишь дочери Р.К.) и говорит: "Давай сыграем в шахматы." -- "Я же не умею." -- "Да?! Надо будет тобою заняться".

"ТОЛЬКО ОДИН РАЗ ЗА 30 ЛЕТ МЫ ПОССОРИЛИСЬ..."


-- Роман Андреевич, что ваша эстрадная карьера началась по существу с приглашения Аркадием Райкиным вас и Виктора Ильченко в Ленинград. Позже вы не с очень большим восторгом вспоминали некоторые эпизоды из этого периода. Или мне кажется?

-- Нет, я никогда об этом нигде не говорил. Более того, это были лучшие годы моей жизни. Что вы, попасть в 22 года к Райкину! Поездки за границу: Чехословакия, Венгрия, Англия... В то время вообще никого за границу не пускали. Но мы пришли не вместе с Витей: в 62-м пришел я, через год привел Витю, а еще через год приехал Миша Жванецкий. Такая вот была последовательность.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Роман Андреевич Карцев (настоящая фамилия -- Кац, артист в свое время сменил ее по совету Аркадия Райкина, который считал, что Кац-- слишком короткая и незапоминающаяся) родился 20 мая 1939 года и был сыном известного одесского футболиста. Шесть раз поступал в театральные институты и один раз в цирковое училище, но принят не был. Позднее закончил ГИТИС заочно. Приехал в Ленинград, по его же воспоминаниям, с одним чемоданчиком и в драповом пальтишке до колен. У Райкина знаменитая троица проработала 8 лет и имела соответственно прозвища -- Сухой, Малой и Писатель.


-- Аркадий Исаакович был тяжелым в работе человеком?

-- Требовательным. Это был профессиональный, частный театр, который имел только вывеску -- "государственный". Райкин решал все вопросы единолично: мог уволить, принять на работу, дать квартиру... Он был хозяином, и если ты "не тянул", то увы...

-- А правда, что его не любил Романов и, фактически, выжил из Ленинграда?

-- Правда. Он его давил и выдавил из города. Райкин уехал в Москву, создал там театр "Сатирикон", которым теперь руководит Костя Райкин. Кстати, в этом году театру исполняется 60 лет.

-- Известно, что вы не только много лет работали, но и дружили с Виктором Ильченко. Вообще, такие отношения возможно завязывать только в юности?

-- Конечно... Во-первых, мы были 30 лет вместе, еще столько я уже не проживу. А, во-вторых, то, что ты переживаешь в молодости повторить невозможно. Только один раз за эти годы мы поссорились -- влюбились в одну девушку. Но нас хватило на неделю, а потом она безвозвратно исчезла из нашей жизни, а мы остались верны себе.

"КОЛЛЕКТИВ Я УЖЕ НЕ МОГУ ВЫДЕРЖИВАТЬ"

-- Недавно я слушала, как вы в беседе с Урмасом Оттом с упоением рассказывали о том, как пьете пиво со Жванецким. Но показалось, что ваше упоение относится при этом не только к пиву, но и к возможности помолчать вдвоем во время процесса. Устали от людей?


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Знаменитая миниатюра Карцева о раках появилась неслучайно. Артист равнодушно относится к еде, но единственное искушение для него -- раки или шашлыки. "Стали бы мы со Жванецким шутки шутить, не зная предмета, -- говорит Роман Андреевич, -- Ведь мы из Одессы". А в Одессе это делается так: два-три человека берут обычный ящик или мешок раков, идут на лиман, садятся и молча, не произнося ни слова, с пивом уничтожают содержимое мешка.


-- Честно говоря, коллектив я уже не могу выдерживать. Поэтому работаю один. Меня сейчас приглашают театр (в частности, в антрепризе Трушкина мне предлагали четыре разных спектакля). Позавчера мне, например, звонил еще один режиссер -- звал играть в новеллах Сервантеса. Я пока верен своему жанру -- сделал спектакль "Престарелый сорванец". А дальше -- посмотрим.

-- Одним словом, особо скучать вам некогда?

-- Нет, мне никогда не скучно жить. Могу в одиночестве быть долго -- и при этом быть собой довольным. Другое дело, что сейчас в Москве мы все живем с чувством страха -- и вы знаете почему. Так что настроение паршивое: дети, внучка появилась, каждый раз сын уходит куда-то на дискотеки. И ты все время ждешь: вдруг что-то случится?

-- Почему в России так получилось: вокруг -- кошмар, и при этом никто не может ответить на вопрос "Кто виноват"?

-- Так было всегда -- это судьба, наверное. Россия от этого не избавится никогда. Это было во времена Ивана Грозного, это было и во времена Сталина... Мы никогда не учимся ни на своих, ни на чужих ошибках -- мы их бесконечно повторяем.

"МАНИИ ВЕЛИЧИЯ У МЕНЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО"

-- Роман Андреевич, вы когда-нибудь задумывались главная идея, смысл того, чем вы занимались все эти годы?

-- Нет. Я вообще отношусь к себе очень критично. Не считаю, что занимался чем-то особенным. Хотя, конечно, какой-то след мы втроем -- Витя, Миша и я-- оставили. Это самое главное. А мании величия... нет, никакой. Просто мне с детства нравилось, когда люди смеются. Другое дело, речь может идти о качестве смеха. Об этом я говорю в своем новом спектакле "Престарелый сорванец".


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Премьера спектакля состоялась в мае этого года в Театре эстрады. На сцене -- никаких декораций и один актер -- Роман Карцев. Он начинает спектакль словами: "Я хочу всех заранее поздравить со своим юбилеем. Где ж я вас потом найду?". Когда дело дошло до подарков, отличились Лариса Голубкина и Любовь Полищук. Лариса Ивановна вытащила из-под стола шкатулочку с надписью "РОМЕ", достала из нее сшитое из алого бархата сердечко и с поцелуем отдала его артисту. А Любовь Полищук подарила Карцеву белый цилиндр и белый галстук с изображением именинника.


-- Меняется как-то конъюнктура в области смешного в восприятии зрителей?

-- Меняется... Сейчас в моде юмор, анекдоты, короткие хохмы. Никто не занимается миниатюрой, а ведь это классический жанр. Мне хочется сделать спектакль с определенной идеей и мыслью. Скажем, был у меня спектакль "Моя Одесса". Это все об Одессе. А "Сорванец" -- все о себе. Вот лежат у меня сейчас миниатюры того же Жванецкого: все они по отдельности хороши, но надо найти идею, как их объединить.

"МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА -- РАЗНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБИ"

-- Роман Андреевич, вы тридцать лет прожили с женой. Чему вас научили эти годы жизни с одной женщиной?


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Женщины у Карцева всегда были высокие. Со своей женой, Викторией, он познакомился в Одессе. Она была танцовщицей. Высокая, красивая и на каблуках. Он -- маленький и щуплый. Ревновал -- сразу лез в драку.


-- (Смеется.) Вот я сейчас сижу. Вы видите, что я болен -- у меня вирусный конъюнктивит. Между прочим, я его от жены подхватил. Это и есть тридцатилетний итог брака. Она две недели ходила по Москве с красными глазами. Теперь -- я. Значит, у нас есть что-то общее.

-- А если серьезно?

-- Это и есть серьезно! Вместе болеешь всем! В том числе и за детей и внуков. Вместе какие-то вещи решаешь, уступаешь в чем-то. Наверное, благополучие нашего брака -- это ее заслуга. Потому, что пусть я не очень капризен и прихотлив, но и легким человеком меня не назовешь. А она более отходчива, мудра.

-- Мужчина и женщина -- разные биологические особи?

-- Ого! Еще бы! И в этом вся прелесть. Были бы одинаковые -- была бы "голубая луна" (жизнерадостный хохот). У мужчины и женщины -- все разное, даже отпечатки пальцев. Скажите, буду я когда-нибудь ходить в туфлях на шпильках? Не буду!

-- А вы пробовали?

-- Пробовал -- не получилось. Понимаете, женщина все время занята собой, она как бы внутри себя. Вот вы смотрите эти сериалы...

-- Не смотрю.

-- Тогда я вам расскажу. В этих сериалах женщины садятся друг напротив друга и до бесконечности обсуждают помаду: полтора часа спорят, какого она цвета. Непрерывный разговор о любви, детях и "о нем". А у мужчины есть работа, то да се. Хотя, сейчас вот появились эти феминистки, но я им не симпатизирую. Эта демонстративная самостоятельность, которая к нам пришла с Запада ("Я пошла, а ты как хочешь") меня совсем не вдохновляет.

"В КИНО Я ВСЕ ВРЕМЯ ИГРАЮ СТАРЫХ ЕВРЕЕВ"

-- Вашей внучке 7 лет. Мир ребенка -- другой мир? И правда ли, что во внуках мы реализуем что-то, чего мы не дали в свое время детям?

-- Это правда. Детей я почти не видел, потому что все время разъезжал. А внучка растет у меня на глазах, я с ней могу куда-то пойти. Конечно, внуки -- это больше, чем дети. Наверное потому, что нам меньше осталось жить. А может, вы правы, они могут нам дать что-то, что мы не получили от детей.

-- Было в вашей жизни что-то, о чем вы жалеете?

-- Я никогда ни о чем не жалею. Разве что, когда плачет ребенок или женщина.

-- Нет страха, что однажды вы потеряете вкус к профессии и не сможете выйти на сцену?

-- Для меня вопрос "Что дальше?" -- предмет мучительных раздумий. Но страхов нет. Работы в театре и на эстраде -- достаточно. Есть проблемы с кино. Мне все время дают играть роли евреев. Это понятно, потому что евреев уже почти не осталось. Недавно отснялся у Рязанова в "Старых клячах". Фильм еще не вышел (грустно), но и там я играю старого еврея.

-- А кого бы вы хотели сыграть -- грузина или русского?

-- О-о-о, я вас умоляю! Я бы мог сыграть кого угодно -- и француза, и американца. Но просто в кино у нас сейчас профессионалы сидят без работы. Вот Куравлев -- прекрасный же актер, а сколько лет без работы!

-- У вас есть в жизни заветная мечта?

-- Дожить до свадьбы внучки.