1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №183 (438) за 01.10.99

НОВАЯ ПАРТИЙНОСТЬ ЭФИРА

То, что украинский эфир во многих смыслах "моложе" российского -- несомненно. Ведь там давно сформировалась команда звезд-телеведущих, взявших на себя роль "мессий", радетелей за правду народную, а у нас они только появляются. Если, например, Сергей Доренко, неустанно создавая себе репутацию борца за счастье народное, давно уже пользуется приемами "телевизионного киллера", а Андрей Караулов ведет себя так, словно купил лицензию на истину, то у нас только начинают "след в след" осваивать технологии "употребления менталитета".

По мере приближения выборов информационные, аналитические и криминальные программы все с большим азартом "мочат" тех, кто по другую сторону баррикад. Когда речь идет о судах с журналистами, принято рассуждать о том, что "художника" всякий норовит обидеть. Однако, не принято говорить о другой стороне медали -- никто журналистам ( и телевизионным в том числе) не давал права брать на себя больше, чем того позволяет профессиональная этика. Понятно, что в силу особенностей славянского восприятия (Кончаловский как-то остроумно заметил, что еще Толстой толкал интеллигенцию на проповедь лучшего мира, на рецепты, на право обладания истиной -- то есть,фактически, на партийность) , электорат любит Робин Гудов и проповедников всех мастей -- особенно когда две эти ипостаси сливаются в одном персонаже.

Только начал утихать скандал вокруг программы "Досье", как тут же разгорелся новый -- поданы судебные иски против вице-президента Первого Национального Вадима Долганова и телеведущего Игоря Сторожука. Оба "ответчика" по поводу происшедшего объясняются со своим телезрителем достаточно невнятно, зато их оппоненты выглядят более чем уверенно. Куда увереннее, например, хамит с экрана господин Доренко, обещая отыскать достоинство своего последнего "друга" -- Юрия Лужкова. Но хамит он не только ему. На вопрос корреспондента, чем отличается концепция его новой авторской программы (ее на Украине ретранслирует Интер) от "Времени" Павла Шеремета, Доренко тут же закусывает удила: "Не тот ли это Шеремет, который сидел в тюрьме у Лукашенко? Что, его уже выпустили? Не надо меня ни с кем сравнивать, а все, кому такая позиция не нравится, могут пойти и повеситься".

С большим удовольствием смотрю предвыборный ролик Александра Ткаченко. В нем крестьяне с приятными лицами под бодрую музыку идут стройными рядами к светлому будущему -- выбирать "своего" президента, а бизнесмены с неприятными лицами в цепях на неприятно- толстых шеях просят их взять с собой. Но зря просят, потому что по версии создателей этого замечательного ролика, общего президента у "приятных" и "неприятных" быть не может. Ничего нового: мы уже проходили эти уроки классовой борьбы, которые ну никак не способствуют гражданскому примирению в обществе. В одной из серий "Великих перегонів" кандидаты в президенты поют: "Атас! Задумайся, рабочий класс, -- что мы споем на этот раз...". Обратите внимание, апелляция к рабочему классу вновь в моде. Так же как и вновь в моде рубахи-парни. Так же как вновь в моде рассуждения о судьбах Родины. В прошедший вторник "Заграва" выдала в эфир долгий разговор с гостем (к сожалению, личность мною не установлена, так как наслаждалась программой не с самого начала), который долго рассказывал о нашей особой духовности и о том, как бесцеремонно подпитывается ею Америка. А ведущая все допытывалась: "Неужели Россия 70 лет была беременна духом и теперь должна родить?".

Вопреки устойчивым литературоведческим клише о пиететном отношении Чехова к интеллигенции, стоит заметить, что оно ошибочно. "Я ненавижу русскую интеллигенцию -- писал Антон Павлович. -- Презираю ее даже тогда, когда она жалуется как ее притесняют. Ибо все ее притеснители вышли из ее же рядов". Действительно, самые лучшие палачи и мошенники получаются из жертв.