1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №1 (256) за 05.01.99

ЧМП. ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД НАСТУПАЕТ?

Как мы уже сообщали, известная английская аудиторская фирма "Мор Стивенсон" проведет проверку финансовой деятельности Государственной судоходной компании "Черноморское морское пароходство" (ГСК ЧМП). Без этого, по мнению специалистов Минтранса, невозможно принимать меры по спасению судоходной компании, которая, образно говоря, уже открыла кингстоны и уверенно идет ко дну.

Однако, по словам председателя Государственного департамента морского и речного транспорта Украины Владимира Севрюкова, проведения такой проверки не хотят "определенные силы". Более того, после подписания соглашения с фирмой "Мор Стивенсон" названному департаменту Минтранса пришлось испытать серьезное давление неких сторонних заинтересованных структур. Давая разъяснения по этому поводу на недавней пресс-конференции, Владимир Севрюков сделал "завлекательный" анонс: мол, во время аудиторской проверки могут "...выясниться любопытные факты. К примеру, завышение сумм задолженностей ГСК ЧМП кредиторам или же -- невыполнение условий заключенных договоров самими кредиторами. Либо что еще интереснее, -- векселей, о которых все говорят, и в помине не было, а за долги, которые до сих пор "висят" на пароходстве, рассчитались... еще структуры бывшего Советского Союза. А зарубежную компанию для аудита мы выбрали потому, что знаем: она ценит свой престиж, свое имя и не позволит его запятнать. Расходы по проведению независимого аудита берет на себя морская отрасль Украины".

Без сомнения, результаты аудиторской проверки смогут оказать существенную помощь в работе специальной правительственной комиссии под руководством вице-премьера Сергея Тигипко, которая сейчас занимается вопросами стабилизации деятельности ГСК ЧМП. Президент Украины Леонид Кучма поставил перед комиссией задачу по разработке четкой схемы управления пароходством, что, заметим, будет нелегко сделать.

Сегодня ГСК ЧМП переживает тяжелейшие времена. Некогда одна из самых крупных в мире судоходных компаний по перевозке пассажиров, сегодня она практически свернула свою работу. За три года флот ЧМП сократился на 69 судов, 22 корабля ушли с аукциона. Что касается украинского торгового флота в целом, то к 2001 году в стране останется всего около 100 судов. Однако решающими причинами, приведшими к катастрофе ЧМП, стали, по мнению В.Севрюкова, непродуманная политика по приватизации флота и частая смена руководства пароходства.

Накануне нового года работники ЧМП обратились с открытым письмом к Президенту и премьер-министру Украины. В письме сказано, что задолженность по заработной плате и социальным выплатам превысила 20 млн. грн., а 14 тысяч работников пароходства не получают зарплаты по 3 года. Однако денег на счетах ГСК ЧМП нет, сами счета арестованы уже более двух лет, а список кредиторов исчисляется тысячами.

Несмотря на то, что Кабинет министров еще два месяца назад перечислил на счет Одесского управления Государственного казначейства 4,5 миллона гривен для ГСК ЧМП, деньги эти пароходством до сих пор не получены. Их предполагается использовать для освобождения из-под ареста 9 судов, однако Госказначейство отказывается перечислять средства, мотивируя это тем, что не разработан механизм выплаты. А ведь известно, что не использованные до конца календарного года бюджетные деньги подлежат возвращению в государственную казну. Похоже, такая участь постигнет и эти, с таким трудом выделенные, средства...

Можно ли еще спасти Черноморское морское пароходство? Можно. По мнению В.Севрюкова, для этого необходимо претворить в жизнь разработанную его департаментом трехуровневую программу: судостроение, зарплата, кредиты. Профильный парламентский комитет также включил в бюджет-99 положение о предоставлении правительственных гарантий на $103 млн. под кредиты для пароходства.

Руководство ЧМП считает, что ему необходимы и определенные льготы. Среди них -- квотирование перевозки грузов на судах под украинским флагом. Необходимо наладить и более тесное сотрудничество с Министерством иностранных дел в вопросах оказания правовой помощи судам, которые попадают под арест в иностранных портах. Словом, последний парад для ЧМП еще не наступил, но в случае продолжения в дальнейшем страусиной политики отсчет до него пойдет уже не на годы -- на месяцы.