1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №251 (254) за 30.12.98

МОРСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ РЕШИЛИ "ЗАПРЯЧЬ" В... ПОВОЗКУ

Новоиспеченные бизнесмены от науки часто становятся, как показывает практика, легкой добычей коммерческих хищников или просто представителей криминальных кругов -- их разгрызают с хрустом, словно сахарную косточку.

Попытки исследователей морских глубин заработать живые деньги при помощи принадлежащего Государственной Гидрографической службе Украины научного судна "Киев" чуть было не закончились полной потерей теплохода не только для будущего отечественной науки, но и вообще для страны. Только вмешательство сотрудников подразделения СБУ по контрразведывательной защите транспортного комплекса государства помогло разрядить обстановку и вернуть "блудного сына" в порт приписки Севастополь.

"Киев" не предназначался для пассажирских перевозок изначально. Это отнюдь не тот белоснежный океанский лайнер, над которым уже на выходе из порта неизбежно должен пролиться золотой дождь прибыли. В то же время, как считают гидрографы, судно стоимостью более 4 миллионов гривен достаточно уникально, если использовать его по назначению. Оно оснащено подводным аппаратом, другой научно-исследовательской аппаратурой. Тем не менее, плавучую морскую лабораторию решили "запрячь" в повозку.

В июле 1997 года дирекция НПП "Укрнаучфлот" выдала одной сомнительной одесской фирме доверенность на временное выполнение функций судовладельца теплохода "Киев". Выбор компаньона никак не назовешь удачным. Как говорят в той же Одессе, это была не фирма, а сплошная головная боль! Эта коммерческая структура, не имеющая даже своего офиса и не преуспевшая в других своих деловых начинаниях, увы, не приобрела второго дыхания и с началом коммерческой эксплуатации теплохода.

Как и следовало ожидать, выполненные теплоходом "Киев" рейсы на линии Одесса -- Стамбул оказались убыточными. В результате образовалась задолженность перед кредиторами на сумму более, чем в 130 тысяч долларов США. Когда намеки кредиторов, по некоторым сведениям, крепко связанных с криминалитетом, стали недвусмысленными, одесситы передали судно в таймчартер российской фирме "Вингс ЛТД", созданной в Новороссийске специально для работы с этим теплоходом. И хотя "одесские" долги "Киева" новым его арендатором были частично погашены, а судно слегка подремонтировано, это было единственное светлое пятно в дальнейшей достаточно темной истории.

Одесская фирма, сама выступавшая теперь в качестве договаривающейся стороны, оговорив, что "судно должно использоваться в законных перевозках грузов и пассажиров только между безопасными портами" и убедившись, что фрахтователь не будет перевозить на "Киеве" "живой скот и вредные, воспламеняющиеся грузы", наивно сочла себя полностью застрахованной от всех превратностей судьбы.

Но обстановка вокруг "Киева" все больше криминализовалась. Уже мало кто вспоминал о его первоначальном исследовательском предназначении. Теплоход совершил еще 18 рейсов, теперь по маршруту Новороссийск -- Стамбул. Почти все они только увеличивали задолженность, которая в конце концов составила около 400 тысяч долларов, то есть почти четверть стоимости самого теплохода. Во время эксплуатации судна российской фирмой украинскому судовладельцу никакие финансовые отчеты не поступали, денежные средства за аренду не перечислялись. Многочисленные кредиторы, ссылаясь на свои могущественные "крыши", готовились к дележу лакомого кусочка. По некоторым данным, технической начинкой судна заинтересовались и некоторые иностранные спецслужбы. С тем, чтобы сохранить собственность украинского государства, сотрудниками СБУ во взаимодействии с министерствами транспорта и науки России, представительством Президента РФ в Краснодарском крае и администрацией порта Новороссийск была осуществлена подготовка к "тихому" выходу судна на рейд. Активно помогали и обеспокоенные ситуацией сотрудники Гидрографической службы. Как раз накануне на "Киев" заявились явно бандитского вида личности, запугивавшие экипаж от имени неких "частных предпринимателей". Поэтому команда была несказанно рада выходу в море.

Несмотря на достаточно экстремальную обстановку на всем протяжении перехода из Новороссийска в Севастополь проводились плановые научно-гидрографические работы на штатном судовом оборудовании. Сейчас на "Киеве" уже мечтают о приходе весны, когда исследования можно будет в прямом смысле "углубить".

Наука жестоко бьет дилетантов. Настоящий бизнес тоже таких не жалует.