Выпуск газеты Сегодня №26 (281) за 11.02.99
"ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ЦАРЕЙ ВСЕГДА ЗАВИДУЮТ ИЗОБРАЖАЮЩИМ ШУТОВ"
ОТЕЦ УЗНАЛ, ЧТО Я ПОСТУПАЮ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ, КОГДА Я ПРИЛИЧНО ОДЕЛСЯ
-- Сергей, вы коренной киевлянин и, как принято говорить, "из хорошей семьи". Как правило, в таких семьях не поощрялось стремление чад к лицедейству или богемным профессиям. Как все-таки случилось, что вы стали актером?
-- Существует мнение, что актеры-мужчины -- это люди с женским восприятием мира...
-- Не согласен. Это не женское восприятие, а просто более обостренное. Трудно представить себе мужчин в большей степени, чем Жан Габен, Делон, Бельмондо. Конечно, актеры несколько эгоистичны, но что с того?
-- Почему вашей фамилии нет в кинословаре?
-- Ну и что? Я не очень страдаю по этому поводу. Фамилии моего дедушки -- человека, который знал 14 языков, имел десятки научных трудов, -- тоже нет в нашей энциклопедии. Но в канадской энциклопедии -- есть. А я почувствовал себя человеком уважаемой профессии -- Актером, когда был в Голливуде. Если бы вы видели, как меня там принимали! Наверное, это во многом зависит от отношения к собственной культуре...
-- После фильмов "В бой идут одни старики" и "Дни Турбиных" у вас наступило некое затишье в творчестве. Почему?
-- Когда-то мама моего сокурсника по институту попыталась спрогнозировать будущее каждого из нас. Обо мне она еще тогда почему-то высказалась следующим образом: "Ты очень рано взлетишь наверх, в среднем возрасте у тебя будет провал, а потом ближе к пятидесяти -- все будет о"кей". Удача названных вами фильмов в том, что режиссеры вовремя увидели: персонажи во многом соответствуют моей человеческой сущности. Так что "доигрывал" я немного.
-- Кто из режиссеров или ваших коллег имел на вас кардинальное влияние?
-- Из режиссеров -- Владимир Басов, Леонид Быков, Евгений Матвеев. А также актер Николай Крючков. Мы работали с ним вместе на картине "Особо важное задание". И дело здесь не только в его таланте. Он был мощной личностью, глыбой, целым миром. Такой человек не мог не произвести впечатление и общение с ним дает возможность посмотреть на себя со стороны и задать вопрос: чего ты сам стоишь в этой жизни?
МОЯ КРЫША НИКОГДА НЕ ЕХАЛА ПРИ МЫСЛИ, ЧТО Я ЗВЕЗДА
-- Говорят, что одно время вы чувствовали себя суперзвездой и всячески это демонстрировали?
-- Неправда.
-- Честно?
-- Честно. Моя манера поведения и отношения с окружающими людьми -- всегда оставались неизменными. У меня есть недостатки другого порядка -- конечно, я не святой -- но во всяком случае, это не съезжание крыши на почве звездности. Я привык относиться "к плечам", а не к погонам, которые на них. И хотел бы, чтобы так же относились ко мне.
-- Правда, что у вас после съемок "В бой идут одни старики" остались напряженные отношения с Владимиром Талашко?
-- Это слухи. Пусть они и ходят, а я предпочитаю на эту тему вообще не говорить. Какие отношения? Когда мы встречаемся, то здороваемся. Ну, бывает у актеров. Например, мы когда-то разыграли Ланового на съемках и он по сей день со мной не здоровается. Что делать, чувство юмора -- очень индивидуальная вещь. Изображающие царей всегда завидуют изображающим шутов.
-- Последняя ваша работа в кино -- лента Алены Демьяненко "Две Юлии". Признаться, я не встретила в прессе ни одной положительной рецензии на этот фильм. Как вы считаете, почему картина не удалась?
-- Во-первых, мне трудно быть объективным -- я же там работал. Во-вторых, я думаю, что условия работы и жизни наших актеров не способствуют созданию шедевров. В-третьих, концепция картины поменялась по ходу съемок. В-четвертых, режиссер во время работы должен заниматься только творчеством, а не организационными вопросами и выколачиванием денег. Поэтому я не могу с чистой совестью утверждать, что это удача.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВОЗНИКЛО, КОГДА ЗАКОНЧИЛОСЬ КИНО
-- Сергей, у вас был на ТВ проект "Наши за границей". Почему вдруг возникло телевидение?
-- Потому что еще в 90-м году можно было предвидеть, что кино скоро закончится. И развал кинопроката не заставил себя ждать. Кроме того, ТВ -- более скоростной производственный процесс: вчера ты снял, сегодня можно давать в эфир. Сейчас уже появились другие программы -- Ткаченко, Борсюка. Практически каждый канал делает нечто подобное. Но я делал это одним из первых.
-- Сейчас вы готовы запускать следующий проект для ТВ -- о замках Украины. Нашли материальную поддержку?
-- Нашел. То есть у меня лично денег нет, но есть люди, которые готовы их дать. Пока не могу сказать кому мы будем продавать эту продукцию. Но ведутся переговоры с УТ-1, Интером и СТБ.
-- И еще одна ваша роль на ТВ. Не так давно вы снимались в одном-единственном клипе с певицей, которую я, к сожалению, не запомнила. Что вас подвигло на участие в этой странной работе?
-- Я тоже не помню певицу. Просто Дима Томашпольский пригласил меня поучаствовать в этой работе, отлично зная, что я от съемок в клипах всегда отказываюсь: "Это песня о старом Киеве -- когда ты еще в джинсах лазил по Крещатику". Этим он меня и купил. В клипе были машины, барышни с прическами того времени. Это было так клево. Я же сентиментальный человек. В финале самолет с девушкой улетает, а я иду весь такой грустный и вдруг начинаю танцевать -- получилось очень клево и смешно. Оператором клипа был Сережа Борденюк, так вот он мне в конце сказал: "Слушай, по-моему, клип получился о тебе, а не о ней". Но вряд ли я еще раз повторю такой опыт.
-- То есть больше ни в каком дурацком клипе с дурацкими певицами вы больше сниматься не будете?
--Во-первых дурацких певиц не бывает. Во-вторых, даже если и бывают, я о женщинах, как воспитанный человек, так сказать не могу. (Хохочет.) О женщинах вообще плохо нельзя говорить, ну разве что "дура"...
Я ДРУЖУ НЕ С МИНИСТРОМ ФИНАНСОВ, А С ДРУГОМ ДЕТСТВА
-- На презентации "Двух Юлий" появился министр финансов страны-- Игорь Митюков. Говорят, вы очень дружны?
-- Мы друзья детства -- выросли в одном дворе. Наши родители тоже дружили. Со временем это переросло в нормальную мужскую дружбу, во всяком случае, когда я прихожу к нему в министерство, он откладывает все дела и беседует со мной, если это необходимо. Он помогает мне разумными советами во всех моих начинаниях и проектах, помогает ориентироваться в современной ситуации. Между прочим, Игорь разбирается не только в финансах: когда он впервые в жизни выехал за границу, то не ринулся по магазинам, а пошел в музеи -- он обожает классическую живопись. Кстати, меня также поддерживают академик Алексей Ильченко, а также Роман Шпек, Василий Гуреев: для кого-то это министры, а для меня это люди, которым небезразлично, что с нашей культурой будет завтра.
-- Как вы думаете, если бы вы не были популярным артистом, вам бы тоже с такой легкостью шли навстречу?
-- Конечно, нет. Люди просто на меня смотрят, вспоминают молодость, и у них возникает желание помочь.
ПИЛ Я КАК ВСЕ, НО ЧУТЬ ЯРЧЕ
-- Сергей, у вас ведь третий брак?
-- Третий и последний.
-- Ну слава Богу.
-- Первый раз я женился в 19 лет. Это был странный, достаточно ранний брак. Она уже умерла. Со второй женой, балериной, мы прожили 8 календарных лет. На самом деле, учитывая мои съемки и ее вечные гастроли с Майей Плисецкой, года три.
-- А нет ностальгии по женщинам из прошлого?
-- Да нет. Конечно, я все помню. Другое дело, что та семья, которая у меня сейчас, -- это самое дорогое.
-- Основа брака -- любовь или уважение?
-- Не та любовь, которую воспевают поэты. Уважение -- тоже. Но существует такая вещь, как... Помните, как нас в школе учили: идеальная поверхность под микроскопом оказывается со множеством шероховатостей. Так вот, если эти шероховатости в основном совпадают, значит, с этим человеком хочется и есть смысл жить.
-- Если когда-нибудь перед вами встанет дилемма: семья или внезапное сильное чувство?
-- Я уже выбрал. Как только родилась дочь Маша (а ей уже 11), этот выбор состоялся. Я не имею права ничем ее огорчить. Более того, мне бы хотелось, чтобы она вошла в эту жизнь не на 1 этаж, а хотя бы на 2 или 3.
-- Маша сегодня для вас самый дорогой человек в жизни?
-- (Очень гордо.) Да.
-- Сергей, когда-то у вас были большие проблемы с потреблением алкоголя -- в некоторых интервью вы сами в этом признавались.
-- Ну почему это обязательно надо трактовать как проблему? Вся страна тогда пила. И я пил нормально, как все люди... (Немного подумав.) Ну, чуть-чуть ярче. Просто я всегда был на виду и это всеми обсасывалось. Но это ведь было только следствие другой большой проблемы: что делать после того, как не стало кино?
-- То есть это случилось после развала украинского кино?
-- Еще раз говорю: не было проблемы. Просто в тот момент я на какое-то время растерялся и решил спрятаться за киром, а потом понял, что никакого толка от этого не будет. Понимаете, здесь важен момент личного решения, когда произошла потеря контроля над ситуацией. Если ты не решил, никакая кодировка не поможет.
-- А что дает алкоголь творческому человеку на первом этапе?
-- Ускоряется мысль и фантазия начинает работать. В какой-то момент начинаешь замечать, что это не просто коричневое, а коричневое с оттенками и блестками. Другое дело, что потом это превращается в черное. И за все надо заплатить. Сначала это все шуточки, якобы богемный образ жизни. Еще в институте любимым напитком было "Біле міцне". Однажды в аудиторию, где было пианино, вызвали мастера починить пианино. Так он не смог это сделать, потому что оттуда выпало море пустых бутылок. Так мы развлекались.
-- То есть вы были трудным мальчиком?
-- (Смеется.) Нет, я был раскрепощенным.
-- А полная завязка когда произошла?
-- Более трех лет назад.
-- Вы уверены, что больше никогда к этому не вернетесь?
-- У меня дома стоит бутылка коньяка возраста моей дочери. Я сейчас думаю: когда я ее выпью -- на ее совершеннолетие или ее свадьбу?
-- Как вы переживаете свое "особое" положение, когда приходят гости?
-- Совершенно спокойно. Приходится ведь бывать в разных компаниях. Я веселюсь и "пьянею" вместе со всеми. Когда хорошо -- пить необязательно. Я же компанейский человек. Когда народ напивается и ведет себя безобразно, я просто ухожу.
-- Сергей, чего вы ждете от жизни?
-- Самой жизни. Потому что я в состоянии ее наполнить.