1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №203 (206) за 22.10.98

ЕСЛИ В СПЕКТАКЛЕ НЕТ ГЛАДИЯ...

"Вот так начнешь рассматривать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ", -- говорил при тусклом свете свечи Шерлок Холмс... Специалисты по перевоплощению (можно сказать, по переселению душ), артисты из разных стран, собрались в "галерее" театрального фестиваля "Киевская парсуна". Мелодично прозвенев традиционным колокольчиком, хозяин театра-салона "Сузір'я" Алексей Кужельный попросил погасить свет, в темноте одолжил у зрителей зажигалку и зажег свечу -- "огонь фестиваля".

Самое громкое имя на афише -- украинец-канадец Григорий Гладий. Герой экрана (чего стоит один "Сирано де Бержерак"), ставший легендарным персонажем киевского театра после запрещенного "Стойкого принца" Кальдерона, сбежавший сначала из Киева в Москву к Анатолию Васильеву, потом от Васильева -- в Литву, оттуда -- в Канаду, Гладий открывал фестиваль, одновременно завершая десятидневные творческие лаборатории на родине. Обещанного "спектакля-импровизации" не последовало: импровизация на тему "Страшной мести" Гоголя была разыграна днем в Киево-Могилянской академии теми, кто посещал его мастер-классы.

После выступления комментаторов, объяснивших переполненному залу, что "Гладий входит в десятку лучших мировых режиссеров" (кто составлял десятку -- неведомо), появился сам маэстро. Пошутил, вспомнил юность, вызвал из зала пару боевых друзей времен работы в Киевском малонадежном (извините, Молодежном) театре, после чего показал по видео свой последний канадский спектакль "Король умирает" по Ионеско с собственными комментариями. Если верить Гладию, что "действие -- это фикция, действия не существует. Есть присутствие", -- то событие состоялось.

Пикантные подробности о работе в Монреале: "Есть такие театры, которые говорят: мы театр поиска, у нас все должно быть черное. Черная кулиса должна отсекать черную сцену, черные стены со всех сторон... Якобы только в черном пространстве можно высветить прожектором нечто такое, чего в другом пространстве не увидишь. А мой художник Володя Ковальчук сказал: "На х... черный цвет!" И мы выкрасили все в ядовито-желтый. Я прошу прощения за то, что я заматюкался: это не я сказал, это мой демон". Далее последовало десятиминутное объяснение на тему, "почему я заматюкался", а Алексей Кужельный, решив поддержать гостя, рассказал, что в старые добрые времена в Молодежном шутили: "Як у виставі нема Гладія, то і не буде в ній ні х..." Выходя из зала, один из зрителей скаламбурил: "Был на встрече Гладия и не понял ни х..." Печально, но правдиво.

Одно бесспорно: этот человек с сумасшедшей энергетикой притягивает к себе, как магнит, даже если издает бессвязные звуки или громогласно мычит о чем-то, только ему известном. После полуофициального открытия наступило, наконец, совсем неофициальное (Алексей Павлович Кужельный по праву считается в Киеве лучшим среди мастеров этого жанра). Еще через какое-то время мы сидели и рассуждали о Гоголе и американском кино, о том, что "Грыць Гладий -- очень застенчивый человек" (невольно вырвалось изумленное: "Правда?!"), и о возможной работе в Украине: "Центр Леся Курбаса хочет, чтобы я вел здесь школу".

-- А самому-то -- хочется?

-- В смысле работы -- да. В смысле жизни -- проблематично. Думаю (доверительно), что вы меня понимаете. Я не могу сказать: "Ух, меня тянет -- но меня не пускают". Канада -- это красивая, хорошая, очень беспечная страна. Я впервые в жизни почувствовал себя "security". Я не озабочен тем, чем озабочены мои друзья здесь. Я озабочен чем-то другим. Например, где деньги заработать.

-- Да-да, вы сегодня так трогательно говорили о своей бедности -- чуть не расплакались! Хотите что-то посоветовать украинским артистам в трудное время?

-- Я могу только пожелать, чтобы трудностей было меньше. А советовать -- это слишком патетично. Кто я такой, чтобы советовать, если я сам сбежал внаглую! (Спохватившись.) Ну как "сбежал"? -- я уехал.

P.S. Откровенно говоря, это не постскриптум -- это главное, что хочется сказать. Среди весьма интересных гостей фестиваля -- украинцев, русских, белорусов -- затесалась одна гостья, которую так и подмывает назвать гением. Голландка Крис Никлисон (десять лет назад она переехала в Голландию из Аргентины) показывала сольное шоу "М-Ж" (М/F).

Странное существо неизвестного пола и неведомой породы болтается на канате (девушка, кроме прочего, обладает еще и дивными цирковыми способностями). В процессе представления она выгребает из громадной кучи тряпья а ля "секонд хэнд" любой предмет: туфельку ли, платьице или мужские брюки с галстуком -- и вещь полностью преображает хозяина. Я намеренно не говорю "хозяйку" -- когда смотришь на Крис, создается впечатление, что она с одинаковой легкостью играет хрупкую красавицу-невесту и преуспевающего дельца, матерую стриптизерку и пацана-подростка, любителя бейсбола. По счастью, Крис играла спектакль не один раз -- трижды. Говорят, когда в Египте, в зале Каирского театра на две тысячи мест объявили, что она получает приз фестиваля за лучшую женскую роль -- там стоял такой же невообразимый рев, как в нашем крохотном "Сузір'ї"...