1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (408) за 18.08.99

КАНКАН НА ХОДУЛЯХ

Не секрет, что в театр сейчас ходят немногие. Но актерам необходимо признание, и они сами выходят на улицу в поисках зрителя. И выходят во всем великолепии -- в красочных костюмах, под звуки праздничной музыки, в огнях фейерверка и даже на ходулях. Чего не сделаешь, чтобы эпатировать и привлечь унылых горожан, для которых весь мир искусства уже давно сузился до размеров "голубого экрана".

Все это придумано и воплощено в жизнь Киевским экспериментальным театром-студией совместно со студенческим театром "LUDUS" при Киево-Могилянской Академии. В 1993 году группа актеров во главе с режиссером Валерием Бильченко отделилась от Молодежного театра. После недолгого периода вольного плавания их пригласил под свою крышу президент Киево-Могилянской Академии Вячеслав Брюховецкий.

Актер и режиссер экспериментального театра Анатолий Петров рассказывает, что целью группы было создание так называемого "нерепертуарного театра" -- лаборатории, где актеры занимались бы изучением разных театральных школ и жанров. В любом спектакле коллектив заинтересован в существовании каждого актера как личности, а не только как лицедея.

Подобных уличных театров в Украине почти нет. Киевский экспериментальный, львовский "Воскресіння" -- вот и все... В то же время, в Европе, на которую у нас принято равняться, это очень распространенный вид искусства. Экспериментальный театр принимает участие в международных фестивалях в Польше, Германии, Дании и Белоруссии. В Украине театр открывал "Таврийские игры" этого года, гастролировал в Крыму. Сейчас он -- наиболее выездной из киевских театров. Плюс -- лауреат нескольких "Киевских пекторалей".

Кроме уличных представлений, труппа играет и традиционные спектакли, от абсурда до философской комедии. Здесь и "Лысая певица" Ионеско, и "В ожидании Годо" Беккета. Отличительная черта театра -- отсутствие строгого контроля со стороны режиссера: после отъезда из страны Валерия Бильченко так и не нашлось режиссера, который сумел бы стать настоящим лидером коллектива... Так что, Экспериментальный скорее напоминает актерскую артель, где в качестве постановщика могут выступать и актеры, и режиссеры других театров.

Уличный театр -- особо демократический вид театрального искусства. Человек идет по улице, если ему нравится представление -- он останавливается посмотреть, если нет -- проходит мимо. При этом зритель не обязан платить за зрелище. "Сценой" для таких спектаклей может быть и площадь, и лесная поляна, и парк... Анатолий Петров признается, что неплохо и на трамвайных остановках, и даже в самих трамваях. Некоторые трудности, правда, могут возникнуть, если в трамвай попытаются зайти люди на ходулях. Ходули наверняка нужно будет оплачивать отдельно, как багаж. Кстати, высота ходуль от 40 см до полутора метров, а актеры на них не только ходят, но и прыгают на скакалке, и даже танцуют канкан.

Уличный театр создают из чего угодно и где угодно. В большинстве случаев актеры сами готовят реквизит, сцену и костюмы. Иногда такие театры называют "дикими". Не в смысле "нецивилизованный" -- просто способ выражения в нем -- диковатый, стихийный. Актеры сравнивают свою игру в этом театре с игрой ребенка.

Такие представления -- это праздник, карнавал. Некоторые критики обвиняют этот театр в эклектичности. Но на улице не может существовать ничего однотонного. Ведь улица -- это и звуки рояля, доносящиеся с балкона, и попса из ближайшего ларька, и смех прохожих, и скрежет проезжающего трамвая...