1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (416) за 01.09.99

ТАРЕЛКА НЕ ЛЕТАЛА, НО ЛАДЬЯ ПЛАВАЛА... ПО СТЕНЕ

Итак, шоу "Золотые ворота тысячелетий", о котором так много говорили и которое так долго ждали, состоялось. Правда, аплодисменты по этому поводу оказались несколько слабее шума от волны, запущенной в мас-медиа.

К новому летнему театру в парке "Оболонь" (с этих пор ставшего "Шоу-парком"), по свежеасфальтированным дорожкам между свежевысаженными клумбами, шурша, подъезжали Мерсы, Вольво и Оппели вперемежку с отечественными авто. Публика попроще стройными колоннами шла мимо "почетного караула" в древнерусских рубахах и шапках. В палатках кипела торговля, детвора радостно занимала новенькие качели и карусели около огромного телевизора, а возле новеньких туалетов сразу же выстроились очереди. Обычная суета перед премьерой.

Под синим навесом, полукругом обрамляющим сценическое пространство -- площадку, сцену и Золотые ворота с крепостными стенами, под звуки хитов группы "Брати Блюз" на пластмассовых сиденьях рассаживались зрители. (Странно расположенные динамики -- "спиной" к слушателям -- изменяли музыку до неузнаваемости). "А где же столики"? -- спросила своего спутника девушка в вечернем платье с оголенными плечами. "Обещали, что будут, милая. Но что поделаешь! Хочешь чипсы с пивом?"

Всего через полчаса после назначенного времени на площадке появились юные барабанщицы, открывшие плац-концерт. Их сменил духовой оркестр, чьи движения были намного разнообразнее и интереснее. Правда, публика так и не дождалась танцев в исполнении военных. Но петь они пытались. (Пожалуй, в центральном секторе, где билеты подороже, их даже слышали). И, наконец, Андрей Середа провозгласил: "Золотые ворота тысячелетий", напомнил, что "Наша память -- большая долина, где невидимые храмы стоят", и все началось. По крепостной стене к куполу "Золотых ворот" проплыла ладья с братьями основателя города Киева и сестрой их Лыбедь, на поле выкатили огромные расписные яйца, вышли факельщики. На сцене появилась юная язычница Ирина Шинкарук: "Ты -- словно ветер, я -- как свеча!" Появление знаменитого Змея Времени, сверкающего глазами и дышащего дымом, под устрашающие звуки фонограммы (композитор Александр Мельник), распугало народ на сценической площадке и оживило публику. Дети затихли.

Логичным продолжением стало крещение народа киевского Святым князем Владимиром (почему-то под песнопения XYII века). Затем пришел черед Мудрого князя Ярослава, которого озвучивал Богдан Ступка: "Мои воины... скачут, как волки в сером поле, ища себе чести, а князю -- славы". (В их роли выступили артисты Конного театра "Украинские козаки" Олега Юрчишина.) Потом нам представили эпоху Запорожской Сечи, (основным украшением были гопак и танец с копьями "от Вирского"), и сразу, без перехода в двести лет, мы попали в третье тысячелетие. (Иностранцы, живо реагирующие на все национальные эпизоды, так его и не дождались -- стало холодною.)

"Украина космическая" -- грустное зрелище, скажу я вам. И яйца-то у них, у сердешных, ненастоящие: вместо пысанок -- какие-то пластиночные конструкции. Выглядели наши "потомки" тоже как-то странновато: в скафандрах и непонятной "боевой" раскраске (а может, это, наоборот, были пришельцы?) Тут уж музыке и вовсе пришел конец, остались только намеки на всевозможные "космические" мелодии... Потанцевав на круглой площадке, отделившейся от сцены, но так и не взлетевшей в воздух, "космонавты" мирно разошлись, а к публике вышли прощальным парадом-алле все участники шоу.

Фирменный знак режиссера Василия Вовкуна -- концептуальность. В его постановке нет ничего случайного: выкатили гигантские яйца -- и появился потомок дракона-динозавра; крестили Русь -- слушайте завораживающие распевы Киево-Печерской Лавры, лучше любого словесного описания передающие атмосферу эпохи княжеских раздоров и раздела державы. А уж если до казацких забав дело дошло -- то кто станцует лучше артистов Ансамбля им.П.Вирского? Гопак -- он и в Африке гопак, да и бравые казаки с копьями кому ж не понравятся? Аплодисменты им достались самые сильные и искренние. Вот только с подарками от восточных султанов киевскому князу что-то явно не додумали... Да и с музыкой не все сложилось: автор цитировал известные темы, но они так и остались разрозненными островками среди фонового звучания основного звукового массива. А главной-то мелодии не было.

У Змея на колесах к финалу потух правый глаз, пламя одного из факелов чуть было не подожгло крепостную стену, свет и звук не произвели впечатления. Но фейерверк -- это было от души. И все же шоу должно продолжаться. Это ничего, что, в общем, мы не увидели ничего нового (кроме Змея, конечно), а основная схема спектакля сильно напомнила действо Нины Матвиенко "Золотий камінь посіємо". На Оболони появился свой Театр, отпраздновавший премьеру -- и это главное.