Выпуск газеты Сегодня №32 (287) за 19.02.99
АНДРОМАХА, ЖЕНА ВОИНА
Она была потрясающе красивой и наверняка желанной для многих. "Как же ей должно быть тяжело сейчас", -- думала я, собираясь на интервью. Признаюсь, Наталья Александровна меня поразила: светлейший ум, отличная память, оптимизм и... желание играть. А еще писать, сочинять, в общем -- жить.
МЕНЯ ОТДАЛИ В АКУШЕРКИ
-- Все началось с акушерской школы. Я была очень недоступной, а парни вокруг меня так и вились. Родители даже переживали. Когда прослышали, что в школу эту берут только девушек, спокойно меня туда упекли. Но вскоре я оказалась в передвижном Селянском театре, а потом и в Киевском музыкально-драматическом институте. Отец мой, ветеринар, когда узнал про театр, заявил, что я ему больше не дочь, и отлучил от дома. Но я -- человек, влюбленный в семью, и потому на каникулы часто возвращалась домой в Березань. А там как раз Кордюм снимал "Джальму". Так я встретилась с кино.
-- Вы снимались в картинах Донского, Денисенко, Савченко,Солнцевой -- всех и не перечесть, замечательно сыграли Наталку Полтавку у Кавалеридзе. А как складывались отношения с Довженко?
-- Он пробовал меня на роль Насти в "Щорсе", но выбрал Нину Никитину. А я сыграла в эпизоде. Знаете, часто бывало, что меня пробовали на главные роли, а играли их другие. Я никогда не обижалась. Однажды парень, в которого я была влюблена, как-то сказал: "в артисты надо идти, если уверена, что будешь героиней". Я уже тогда поняла, что героиней не буду, но театр безумно люблю и без него не могу. Знаете, нет у меня амбиций, и не было. И в этом мое счастье.
-- Возможно, я нравилась, но мужчины -- с досады, что я ни с кем не встречаюсь, -- постоянно меня дразнили. Иногда могли такое назло сказать, что стыдно вспомнить. Но я всегда жила по принципу: я -- это я, а другие меня не волнуют. До меня последней доходили слухи и сплетни. Конечно, быть недоступной в любое время нелегко.
ЖДАЛА ВСЕ ГОДЫ И СЕГОДНЯ ЖДУ
-- В киношных кругах ходят легенды о вашей безумной любви к Адольфу Летичевскому...
-- Я была студенткой третьего курса, а он -- первого. Он рассказывал, что когда пришел в институт, первым делом посмотрел в программу выпускного экзамена третьекурсников -- кто какой отрывок читает. Все взяли украинскую классику, а мне понравилась пъеса одного американского автора, не помню какого. Адольф посмотрел и решил: хороший вкус у девушки, надо на нее взглянуть. И пошел прямо в класс, где я репетировала. Вижу -- сидит в уголке первокурсник и пристально на меня смотрит большими черными глазами. А я в мужской шапке -- эдакая бравая, дерзкая комсомолка. Он подходит ко мне и говорит: "Девушка, это не ваш стиль. Вам надо вашу женственность подчеркивать". Так мы познакомились. Благодаря ему я приобщилась к настоящему театру и поэзии. До того была просто способной сельской дивчиной.
-- У красивых актрис нередко завязываются романы с режиссерами, партнерами по сцене...
-- Знаете, когда я встретила Адольфа, то поняла, что это -- судьба. Да, режиссеры смотрели на меня очень неравнодушно, но меня это не трогало. Мы не успели с мужем насладиться семейным счастьем. 28 июня 41-го, в день своего рождения, Адольф ушел на фронт добровольцем. Мы простились без слез -- верили, что скоро встретимся. Когда в том же году получила извещение, что он пропал без вести на Донбасе, даже мысли не возникло -- погиб. Нет, ждала каждый день и до сих пор жду. Разыскивала его, поэты, писатели мне помогали. Помню, двадцать лет прошло со дня извещения, а я иду домой и думаю: может есть какая весточка... Как-то во время съемок "Подвига разведчика" Борис Барнет прозвал меня Андромахой. Так верной женой воина и живу все эти годы.
--Я знаю, у вас есть заветное платье, которое перед войной подарил вам муж...
-- Он купил его у шофера -- такое яркое, опереточное, из шифона с цветами. Знаете, сколько меня просили его продать! А я до сих пор иногда его надеваю...