1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (140) за 21.07.98

НЕ ОБИЖАЙТЕ МАРЬЮ-ИСКУСНИЦУ!

"Тянут срок" многие дети в общеобразовательной школе. Потому что требования в ней одинаковы для всех, да вот не всем по силам.

Когда учительница математики входит в класс, испуг на лице Наташи сменяется обреченностью. Хотя повода для этого вроде бы нет: Наташа знает, что бояться ей нечего, никто из учителей ее уже не ругает, да и спрашивать стараются поменьше, заведомо зная, что та ничего не ответит. Пусть волнуются те, кто "может, но не хочет", а о ней к восьмому классу уже сложилось мнение: старается, но не в состоянии осилить даже азы школьных наук. Это раньше к ней "приставали", один раз даже на второй год оставили, пока не убедились: не поможет, ибо возможности ребенка значительно ниже требуемого школой "стандарта".

Зато после уроков Наташу не узнать! Отсидев неизбежное, она буквально летит на курсы макраме. Ее вышивки и салфетки -- лучшие на всех школьных выставках, а большинство нарядов сшиты и связаны собственноручно. Да так, что всем видно: двоечница Наташа -- вовсе не пропащий человек. Она будет замечательной хозяйкой, да и профессия у нее уже "в руках". Ей бы только "день простоять да ночь продержаться" до последнего звонка. Только бы ставили ей сердобольные учителя "государственную" оценку и не ломали судьбу "Марьи-искусницы". Сколько их, таких Наташ, помнят школьные стены! Став прекрасными швеями, парикмахерами, автослесарями, оформителями, бывшие отстающие преображаются, почувствовав уверенность в себе, так как занимаются делом, которое им по силам. А главное -- по душе.

И не счесть, скольким таким детям школа привила прочный комплекс неполноценности. Начинался он с ощущения собственного бессилия перед безукоризненной каллиграфией, неприступными рядами формул, неразрешимостью задач... С которыми они, спустя годы, никогда больше не встретятся.

Каждый день по дороге в школу Наташа мечтает, чтобы вместо ненавистных алгебры, геометрии, физики были уроки труда, где девочки шьют наряды для себя, советуются, подбирают фасоны... А еще если бы в школе учили, как правильно подобрать цвет, определить свой стиль (и не только в одежде), как себя вести... На переменках девчонки о чем только не говорят: и о любви, и о кино, и о приметах, и о снах... Но вот звонок -- и сиди, делай вид, что учишься, до следующей перемены.

Во многих гимназиях и лицеях есть уроки эстетики, этикета, этики и психологии, истории культуры и т. п. Для массовых государственных школ на это денег нет. Можно создавать классы, например, с математическим или гуманитарным уклоном. Но в них углубленные знания дети получают параллельно с обязательной программой. А что, если действительно давать столь необходимые каждому человеку знания не в дополнение к школьным предметам, а вместо некоторых из них? Ведь уровень, на котором дети должны их усвоить, нужен далеко не всем. И большинство учителей тоже считают, что обязательное образование можно закончить в классе шестом. А дальше -- свой профиль каждому классу и каждой школе.

"А вы, господин Пушкин, выйдите и сочиняйте свои стихи вон там, в саду", -- говорил замечтавшемуся лицеисту учитель математики. Ни математика, ни поэзия, как известно, от этого не пострадали. Так зачем же годами истязать ребенка тем, что ему не дано, если он склонен к другому? Надо только это "другое" предложить, тогда и интерес к учебе не пропадет, и маленький человек не утратит чувства уверенности в себе.

А вот чему не мешало бы научить абсолютно всех, так это готовности к встрече с бытом. На то и называются уроки "обслуживающий труд". Не только зашить-пришить, но и испечь, приготовить, заменить лампочку, починить утюг, уметь обращаться с любой техникой. Ведь совсем недавно старшеклассники в учебно-производственных комбинатах учились и машинописи, и вождению автомобиля, и умению оказать медицинскую помощь.

"А самым знаменитым из всех моих учеников, -- рассказывает с улыбкой учительница, -- стал бывший двоечник. До седьмого класса таблицу умножения запомнить не мог, диктанты все -- только на "двойки". Шустрый был, языкатый, на уроках не мог усидеть, смешил класс то репликами, то гримасами. Учителя изголялись: ну что из тебя выйдет? Тебя и в клоуны не возьмут, потому как ты в эстрадно-цирковое училище экзамены не сдашь. А он туда и не собирался. Пошел танцевать. В профессиональном ансамбле работает. В Испании, Германии, в Париже выступал. Но не это главное. Я им горжусь потому, что он нашел себя...