1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (423) за 10.09.99

БЛЕСК И НИЩЕТА МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ

Однажды между известными писателями Лидией Гинзбург и Виктором Шкловским произошел такой диалог:


ОН (о книге "Zoo"): -- А как тяжело, когда женщина обижает!

ОНА: -- Все равно каждого человека кто-нибудь обидел. Одних обидела женщина, других Бог обидел. К сожалению, последние вкладывают свою обиду в книги.

Читателю, наверное, понятно, что не только в книги, картины, песни, но и в телепередачи -- тоже. Недостаток аргументов, свежих идей, профессионализма подменяется ложной помпезностью, а ведущие неизменно впадают в грех словоблудия и псевдозначительности, полагая что надутые щеки и соответствующий лексикон отвлекут от знакомого запашка аматорства. Иначе и быть не может: концы с концами должны быть либо сведены, либо, на худой конец, "спрятаны".

Одна из самых незамысловатых программ украинского ТВ "Диалоги" примечательна, безусловно, ведущим: Владимир Цендровский даже "добрый день" говорит с таким значительным и таинственным видом, словно на днях изобрел пенициллин. На днях НАРТ еще раз показал его беседу с замминистра культуры Анной Чмиль. Честно говоря, слово "беседа" не совсем уместно, ибо Владимир Андреевич практически ничего не спрашивал. Замминистра 20 минут вдохновенно вещала о самом важном из искусств, а ведущий сочувственно молчал, периодически вскидываясь и тяжело вздыхая. Зачем он все это время находился в кадре -- загадка. Ненужность его присутствия подтверждало и поведение Анны Павловны: то и дело свою гладкую речь, изобилующую всяческими "национальными ценностями" и "интересами широкой общественности", она обращала то к операторам, то к съемочной группе за кадром. "В конфликте гения и власти победу одерживает всегда гений" -- не скупилась на подлинный гражданский пафос госпожа Чмиль, признавая все же, что конфликт этот перманентен во все времена. Что не мешало ей упорствовать и призывать власть окститься и уступить гениям. Было скучно и непонятно: зачем уступать, если конфликт неизбежен и если победа будет все равно за гениями.

Но гости -- ладно: они ведь на ТВ люди пришлые и могут себе позволить от волнения важничать на ровном месте и выдавать таблицу умножения за бином Ньютона. А с ведущих -- спрос другой. Им почему-то хочется быть умными и остроумными одновременно, хотя природа дает такое счастье одному человеку так же редко, как ум и красоту отдельно взятой особи. Но не хотят наши телеведущие считаться с законами природы. Когда Даня Яневский в вечернем эфире обсуждает с коллегой и зрителями, какие женщины лучше (чувственные, умные, красивые и т.д.) и вдруг провозглашает, что народ мало звонит в студию, потому что занят ("Зараз хтось з чуттєвою, хтось з гарною, хтось з діловою, а хтось з... міцною чоловічою рукою"), хочется сказать:" О-о! Данечка, вы же не на капустнике в ПТУ!".

Неделю назад в эфире Первого национального появилась "новая молодежная" (так было заявлено в анонсах) программа "Студия 5". Ничего, правда, нового и молодежного в ней пока не удалось обнаружить: все те же клипы, гости студии и зачитки в прямом эфире каких-то безумных (по мотивации появления в эфире) новостей и курьезов. Ведущий Дмитрий Крыжановский -- жестообильный юноша с ясными глазами пионерского вожака, работает в прямом эфире, что несколько оправдывает почти горячечную ахинею, которую он, сам пугаясь ("О господи! Вже запрацювався сьогодні!") и испуганно косясь куда-то в сторону, выговаривает. Ну вот как объявить "Океан Ельзи" после того, как ты ни с того ни с сего рассказал, что (оказывается!) Монна Лиза скрежетала зубами без остановки, а потому так странно улыбается на картине Леонардо -- дело, дескать, доказанное? Надо сказать тут же без перехода: "Але "Океан Ельзи" тут ні при чому". Зря, между прочим, подписываетесь, Дмитрий: регулярное сидение солиста Викарчука в холодильнике (что следует из "вечного" клипа), могло привести его не только к скрежетанию зубами. А еще, не говорят "світова сітка ресторанів", "вокальний зал" (тогда уже лучше "вокзальний"), "наші естетичні враження дивіться у репортажі". И если перлы вроде "Одразу хочу взяти бугая за роги" даже веселят, то увещевания "Хіба варто лежати в труні, коли в тебе стільки друзів и рідних" -- откровенно пугают (при этом речь идет вовсе не о проблемах суицида).

Любят важничать, а от того часто "путаются в показаниях" утренние ведущие Нового канала Маша и Юра. При этом Юрий более хладнокровен и ироничен, а потому каждый раз, корректируя высказывания коллеги, обращается со своей дамой иронично, но терпеливо, как психотерапевт. Надо сказать, что яркая, "взрослая" внешность Маши все же мало вяжется с образом нимфетки, в который ведущая усердно "рядится". Поэтому когда она в очередной раз подпрыгивает, машет руками, тычет в экран шоколадные коробки и присюсюкивает: "А это вам, дабы вы искушали свой аппетит", я вполне понимаю едва скрываемое раздражение и недоумение ее визави. Ему уже не до того, чтобы сообразить: аппетит нельзя "искусить".

Кого-то может удивить, почему в этом материале ничего не сказано о популярных сегодня на телеэкране политиках, бизнесменах, государственных чиновниках -- вот где клондайк "голохвастовской" лирики и лексики, достойной героев Зощенко и Аверченко. Но это отдельный разговор и вернемся к нему, когда будет возможность не лить воду ни на чью мельницу.

У Владимира Вишневского есть замечательная однострочная пародия на неуместное желание говорить туманно и многозначительно: "И недвусмысленно приблизившись к трамваю...". Ну правда, господа, одно из двух: либо не "недвусмысленно", либо не к "трамваю".