Выпуск газеты Сегодня №176 (431) за 22.09.99
ТАК И ЖИВЕМ, С МЕЛКОМ В КАРМАНЕ
Казалось бы, спектакль, закрытый тогда бдительными чиновниками, а теперь возрожденный по инициативе театра и Гете-института в Киеве, за столько лет был должен устареть. Странно, но произошло обратное. Именно сегодняшний день -- приход к власти мафиозных структур, кровь и убийства как норма жизни -- все эти ужасы изображены Брехтом и продемонстрированы нам со сцены.
Когда-то театральная актуальность пугала и завораживала нас. Возможность услышать то, что все знали, но произнести опасались, была глотком свежего воздуха. Ныне же смелостью никого не удивишь, и театры сами давно перестали опираться на Правду как козырную карту в игре со зрителем. Потому... боюсь, публика сегодня не помчится сломя голову в Театр Франко занимать очередь за билетами. Но те, кто все же придет на спектакль, долго еще не избавятся от сильного и неоднозначного "послевкусия".
Может, оттого так неуютно сидеть в зале, что режиссер Валентин Козьменко-Делинде словно поставил перед нами зеркало: на сцене -- те же ряды стульев, обитых фирменным франковским золотистым бархатом, что в зрительном зале. Периодически артисты обращаются прямо к нам: хотите возразить? нет? ну и сидите себе тихо!..
И мы сидим. И смотрим, как одного за другим "убирают" на сцене людей. Раньше мы сказали бы "неугодных", теперь понимаем: для того, чтобы с тобой расправились, вовсе необязательно быть неугодным или инакомыслящим -- можно лишь нечаянно попасть под горячую руку или просто путаться под ногами. Один за другим возникают на сцене контуры трупов: их очерчивают мелом, чтобы потом не обращать на них внимания. И когда в финале находится человек, который хочет сказать правду, он, говоря эту правду, сам обводит мелом контуры своих ног. Это очень страшно. Правда.