1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (431) за 22.09.99

ТАК И ЖИВЕМ, С МЕЛКОМ В КАРМАНЕ

Национальный театр имени Ивана Франко показал премьеру, премьера которой состоялась 16 лет назад. Извините за каламбур. "Карьера Артуро Уи, которую можно было остановить" Бертольда Брехта впервые появилась на франковской сцене в 1983 году...

Казалось бы, спектакль, закрытый тогда бдительными чиновниками, а теперь возрожденный по инициативе театра и Гете-института в Киеве, за столько лет был должен устареть. Странно, но произошло обратное. Именно сегодняшний день -- приход к власти мафиозных структур, кровь и убийства как норма жизни -- все эти ужасы изображены Брехтом и продемонстрированы нам со сцены.

Когда-то театральная актуальность пугала и завораживала нас. Возможность услышать то, что все знали, но произнести опасались, была глотком свежего воздуха. Ныне же смелостью никого не удивишь, и театры сами давно перестали опираться на Правду как козырную карту в игре со зрителем. Потому... боюсь, публика сегодня не помчится сломя голову в Театр Франко занимать очередь за билетами. Но те, кто все же придет на спектакль, долго еще не избавятся от сильного и неоднозначного "послевкусия".

Может, оттого так неуютно сидеть в зале, что режиссер Валентин Козьменко-Делинде словно поставил перед нами зеркало: на сцене -- те же ряды стульев, обитых фирменным франковским золотистым бархатом, что в зрительном зале. Периодически артисты обращаются прямо к нам: хотите возразить? нет? ну и сидите себе тихо!..

И мы сидим. И смотрим, как одного за другим "убирают" на сцене людей. Раньше мы сказали бы "неугодных", теперь понимаем: для того, чтобы с тобой расправились, вовсе необязательно быть неугодным или инакомыслящим -- можно лишь нечаянно попасть под горячую руку или просто путаться под ногами. Один за другим возникают на сцене контуры трупов: их очерчивают мелом, чтобы потом не обращать на них внимания. И когда в финале находится человек, который хочет сказать правду, он, говоря эту правду, сам обводит мелом контуры своих ног. Это очень страшно. Правда.