1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (372) за 26.06.99

КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ "РЕЙТИНГ"?

Всевозможные рейтинги стали в последнее время настолько популярными, что не осовременить этой модной новинкой наше далеко не передовое образование было бы просто несправедливо.

"РЕЙТИНГОВАЯ" -- ЗНАЧИТ "ДОРОГАЯ"?

В 38 пунктах рейтинговой таблицы школ, попавшей мне в руки, перечислены "основные показатели деятельности", по которым оценивается уровень каждой школы. Есть здесь и различные конкурсы (например, "Учитель года"), и охваченность всеми видами спорта, и ученические организации, туризм, экспедиции, художественная самодеятельность, праздники, есть и "таланты", и "преступники"... Удивляет графа "второгодники". Ведь их, согласно устным, пусть и негласным, приказам вышестоящего начальства, не должно быть вообще. Годовых "двоек" разрешено ставить не больше двух (с такими отметками еще позволительно перевести ученика в следующий класс). А раз так, то и показатель"успеваемости" вряд ли можно назвать объективным.

"Наполняемость классов" зависит отнюдь не от желания школы, а от инструкции Минобразования, "сажающей" в класс по 35 человек. А "качество знаний" обычно обратно пропорционально этой самой "наполняемости". Да и уровень требований в школах бывает разным -- как к ученикам, так и к педагогам. Последние не особо напрягаются -- побольше "пятерок", вместо "двоек" -- "государственные" три балла.

Интересно, как влияют на рейтинг "платные услуги" и "внебюджетные поступления"? Чем больше денег удается содрать с родителей, тем школа лучше? Не удивительно, что мнение пап и мам далеко не всегда совпадает с официальным. Главный пункт -- можно ли быть спокойным за ребенка и его знания -- в рейтинговой таблице отсутствует.

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ...

Учителя считают, что "этими выдумками" многочисленные чиновники от образования оправдывают свою зарплату и само существование. "Сидят, ни за что не отвечают, вот и придумывают ерунду на наши головы", -- не выдержала завуч одной из школ.

-- На самом деле рейтинги нужны, так как сравнение ведет к прогрессу, -- говорит Светлана Мартынюк, методист кафедры педагогики Киевского межрегионального института усовершенствования учителей. -- Разумеется, если они объективны и составлены квалифицированно, а не являются "рейтингом ради рейтинга". Таблица должна быть проще, включать не более 10--11 пунктов. В первую очередь -- анализ качества преподавания и знаний, получаемых учеником. Конкурсы и олимпиады не могут быть показателями, так как говорят о высоком уровне подготовки только отдельных детей. Даже "поступление в вузы" сейчас не показатель, ведь часто все решает кошелек родителей.

На Западе рейтинги учебных заведений давно существуют, у нас, к сожалению, нет пока единой методики рейтинговой оценки. Вот и подходит к этому каждая школа, каждый район по-своему. Но в Минобразования уже работают над методикой, которая будет соответствовать европейским стандартам. Это -- одна из задач программы "Образование Украины XXI столетия". И при аттестации учебных заведений будут учитываться некоторые рейтинговые показатели.

-- А что грозит школе, рейтинг которой окажется самым низким?

-- Абсолютно ничего! Просто для нее это будет поводом стремиться к совершенству, предела которому, как известно, нет...