1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (238) за 08.12.98

АНАТОЛИЙ МОКРЕНКО: "СЕГОДНЯ МЫ МОЖЕМ ЖИТЬ ТОЛЬКО ОПЕРАТИВНО"

Несмотря на бытующее мнение о том, что коллективам со статусом национального в наше время живется лучше, чем другим,
генеральному директору столичной оперы Анатолию Мокренко приходится вести ежедневную борьбу за выживание театра.

-- В прошлом сезоне мы не платили зарплату пять месяцев, в начале этого -- три. Артисты не протестуют, и работать стараются как можно лучше. Хуже, чем полтора года назад, наверное, уже не будет. Тогда был премьер-министром Павел Лазаренко, который подписал драконовские постановления, отменившие некоторые привилегии театра, например маневрирование финансами. Теперь мы уже не можем жить стратегически -- только оперативно. Нас критикуют за то, что нет планирования, неизвестно, когда будет новая постановка. Причина -- мы не знаем, когда будут на нее деньги.

Балет Алекса Урсуляка "Слышишь ли ты меня?" -- это выход из положения. Труппа должна работать, потому что для артиста главное -- реализовать себя.

-- Что дает театру приглашение зарубежного хореографа?

-- Должна быть разнообразная палитра в репертуаре! Нельзя жить так, как при советской власти, когда был один режиссер, один дирижер -- и они самовыражались. В нашем репертуаре сейчас появились работы Пьера Валентино из Франции, Мишеля Волковицки и Эргерта из Германии, Ямадо из Японии.

Переходить на сугубо современную хореографию мы не можем. Знаете, в Париже мои знакомые меломаны всегда говорили: "Берегите классику, мы здесь уже дошли до
абсурда".

НА ЭСТРАДЕ СЕГОДНЯ НЕ МУЖЧИНЫ, А МАРТОВСКИЕ КОТЫ

-- Анатолий Юрьевич, в чем проблемы молодых солистов оперы?

-- Основная проблема в том, что в Украине сейчас очень мало драматических теноров, катастрофически не хватает баритонов в опере. Знаете, многих "отбирает" эстрада. К сожалению, не стал оперным певцом в свое время Виктор Шпортько, у которого есть культура пения, хороший диапазон, голос прекрасный -- я считаю его одним из лучших на эстраде сегодня. Очень уважаю моего земляка Виталия Билоножко -- это певцы с настоящей вокальной школой, которые поют не ради того, чтобы зарабатывать деньги и потакать плохому вкусу. Очень жаль Назария Яремчука -- "рыцарская" тема ушла из песни. Теперь на сцене не мужчины, а мартовские коты.

-- И все же молодые артисты приходят в театр?

-- Разница в том, что было когда-то и теперь, -- огромная. Когда я был молодым солистом, театр финансировался, мы получали жилье. Уже семь лет нам не давали квартир. Поэтому полноценных конкурсов проводить не можем. Мы приглашаем исполнителей на отдельные спектакли -- из Кишинева, Одессы, Харькова. Но это не всегда бывает возможно. Видите, сорвался спектакль, и раздули скандал из-за отмены "Риголетто".

-- Почему же так получилось? Можете разъяснить ситуацию?

-- Это не событие. Отмены спектаклей были всегда. Исполнитель партии Риголетто Иван Пономаренко без всякого разрешения поехал за границу. Это у нас бывает, к этому приводит отсутствие зарплаты, финансовые проблемы. В "Хованщине" его партию Шакловитого пришлось петь мне -- спасать спектакль.

(Волнуясь.) Кстати, это я предложил Ольге Микитенко петь в "Риголетто", когда она пришла с заявлением о поездке на два месяца за границу. Я ответил: "Оля, ты хоть один спектакль спой". Видите, то, что она спела за сезон в двух операх, отметили все. Но никто не спрашивает, почему всего два.

-- А почему?

-- Во-первых, она не хочет петь, входить в новые спектакли. Во-вторых, она за границей со своим продюсером Бархатовым. Ведь это я пригласил ее в театр после третьего курса. Я всегда советую журналистам: спрашивайте об Оле у ее педагога Евгении Мирошниченко, расставшейся с ней. В том объявлении, которое мы вывесили об отмене спектакля, не было фамилии Микитенко.

Не мог петь исполнитель партии Риголетто. Лупалов -- прекрасный баритон, но в свое время человек был "нережимным". В предыдущем спектакле у него имелись определенные проблемы с голосом, и я его отпустил за границу. Роман Майборода находился на гастролях.

Из молодых у нас никто не поет Риголетто. Завирюхин очень помог в репетиционной работе, но весь спектакль ему петь еще трудно. Это ведь не я один решаю: есть постановщик, мы советовались. Хотели пригласить кого-то из Кишинева, но артисты тоже были в отъезде. Ситуация сложилась безысходная. Дирижер сказал мне: "Делайте что хотите, но спектакль нужно отменять". Певцы часто болеют, поэтому мы написали в афише эту причину. Если Ольга Микитенко поет два спектакля в год -- для нее это трагедия. А для певцов, у которых несколько опер в месяц, -- это не потеря.

-- Существует ли определенная норма для артистов?

-- Есть так называемая охранная норма. Солист первой категории по регламенту министерства не должен петь больше 6 спектаклей в месяц, второй категории -- 9, третьей -- 14.

Микитенко в свое время отказалась от "Севильского цирюльника", от "Мюзетты" в
"Богеме" -- это ее партии. Теперь мы с коллегией думаем: что же делать? Кроме того, с ней отказываются работать и Гнатюк, и Молостова. А если я вам скажу, что, отказавшись однажды петь в спектакле, она в тот же вечер давала концерт в Доме ученых? Это фантастика! Как директор я всем говорю: невыгодно зажимать таланты, это ведь и моя репутация. Люблю я певца или нет, его успех -- это успех спектакля, а значит, театра. Логика проста.