1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №245 (248) за 22.12.98

НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ: В ЗАЛОЖНИКАХ "ВОЙНЫ ЗА БЮДЖЕТ"

"Клановые войны" в Верховной Раде по традиции апогея достигают к моменту принятия бюджета. Но энергия, с которой лоббистские группировки играют в перетягивание бюджетного одеяла, с каждым годом лишь усугубляет скепсис по части позитивного ответа на элементарный вопрос законопослушного налогоплательщика: "Окажется ли хоть этот бюджет реальным?". Потому что чрезмерные аппетиты при составлении доходных статей бюджета неизбежно перекрывают кислород для развития тех немногих отраслей нашей экономики, которые пока еще сохраняют рентабельность. Например, для нефтегазового комплекса. Не секрет, что роль именно этой отрасли в экономике является сегодня доминирующей, и что немалая часть бюджетных доходов формировалась и формируется благодаря жизнеспособности нефтегазового комплекса Украины. Более того, состояние этой отрасли является вопросом не только энергетической, но и национальной безопасности страны. Так что любая строчка госбюджета, имеющая отношение к топливной сфере, способна очень существенно отобразиться на развитии экономики страны в целом.

С просьбой прокомментировать ситуацию вокруг "нефтегазовой" составляющей госбюджета мы обратились заместителю председателя Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Юрия КОЛБУШКИНА -- спросив его: какие именно принципиальные изменения в бюджете-99 наиболее ощутимо повлияют на состояние дел в нефтегазовой отрасли.

УВЕЛИЧЕНИЕ РЕНТНОЙ ПЛАТЫ -- ГАРАНТИРОВАННАЯ КАТАСТРОФА ДЛЯ ОТРАСЛИ

-- Наиболее существенными для нас являются размеры рентной платы на природный газ и нефть, -- напоминает Юрий Петрович. Кабинет министров в проекте Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 1999 год" предусматривает взимание рентной платы за газ в эквиваленте $4,27 за тысячу кубометров и определяет ее в сумме 248,3 млн. грн. Именно на таком уровне рентная плата взимается в нынешнем году, после того как ставка за тысячу "кубов" была в 1998 году снижена с 13,7 до 4,27 доллара США. Что позволило с учетом дополнительного финансирования капиталовложений увеличить объемы бурения на 47 тысяч погонных метров, из которых более половины -- ориентированное на перспективу: разведывательное. Открыты три газовых месторождения с запасами 7 млрд. куб. м, дополнительно введены в эксплуатацию двенадцать новых скважин... В целом по отрасли удалось остановить падение и стабилизировать объемы добычи газа на месторождениях АО "Укргазпром" на уровне 13,2 млрд. кубометров.

Между тем Комитет ВР по бюджетным вопросам настаивает на увеличении уровня рентной платы до предыдущего уровня. Что из этого получится? Дефицит средств на капиталовложения возрастет до 172 млн. долларов, что вынудит к сокращению программ капитального строительства наполовину! В результате -- объемы добычи газа упадут уже в следующем году на 700 млн. кубометров, а в 2000 году -- на 1,4 миллиарда "кубов". Останутся без работы три тысячи буровых специалистов и семь тысяч человек вспомогательного персонала, задействованных в производстве материалов и оборудования для газовой промышленности. Поверьте, радикальное увеличение размеров рентной платы в угоду чьим-то сиюминутным интересам не способно помочь наполнить бюджет. Наоборот, последствия такого шага будут для отрасли катастрофическими.

Нельзя не добавить, что бюджетный комитет настаивает и на установлении рентной платы за нефть собственной добычи. Предлагается ставка $19 за тонну, в то время как в кабминовском бюджетном законопроекте такая плата вообще не предусмотрена. Если идея "комитетчиков" получит одобрение, источники финансирования производственной программы на протяжении следующего года оскудеют более чем на 244 миллиона гривень, в том числе остающаяся в распоряжении ОАО "Укрнефть" прибыль -- на 72 с половиной
миллиона. А ведь эти деньги предполагалось полностью переправить на насущные производственные потребности. Изъяв эти деньги, в результате получим уже в ближайшие годы снижение добычи предприятиями этого акционерного общества добычи нефти на полтора миллиона тонн и природного газа -- на 0,7 млрд. кубометров.

НУЖНО РЕШИТЬСЯ НА ТРАТЫ, ЧТОБЫ КАЗНА ПОЛУЧАЛА СТАБИЛЬНЫЙ ДОХОД

-- Рассматривая "нефтегазовую" часть проектов госбюджета, нельзя не заметить кардинальных различий в подходе к транзиту топлива через территорию нашей страны, -- отмечает Юрий Колбушкин. -- Не хотелось бы, чтобы и в этом вопросе мы вышли на ошибочный путь, ведь отчисления за транзит газа и нефти тоже весьма ощутимо подпитывают нашу казну.

Проектом госбюджета, предоставленным Кабмином, предусмотрены отчисления от платы за транзит газа по территории Украины в сумме 877,5 млн. гривень: в соответствии со ставкой двадцать центов за тысячу кубометров за каждые 100 километров -- при согласованной с Россией платой $1,09.

Бюджетный же комитет предлагает централизовать в бюджете половину платы за транзит газа через нашу территорию в сумме 3871,8 млн. грн. Предлагаемая методика, бесспорно, многих подкупает кажущейся простотой: объем газа в тридцать миллиардов кубов, полученный в качестве оплаты за транзит, просто перемножается по ценовой ставке 66 долларов за 1000 кубометров и делится пополам. Но с таким предложением нельзя согласиться по той простой причине, что заложенная в нем методика изначально ошибочна. Ведь в эти расчеты включены и 8,2 млрд. кубометров газа, используемых газотранспортными предприятиями на технологические нужды. И еще -- два миллиарда кубометров, которые в соответствии с Ямбургскими соглашениями являются платой за строительство объектов промышленности и соцкультбыта, осуществлявшееся странами-участницами приснопамятного Совета экономической взаимопомощи. Опуская ряд других несуразиц, скажу лишь, что по нашим расчетам заявленная Комитетом сумма на самом деле может составлять примерно 1100 млн. гривень.

Что касается отчислений платы за транзит нефти, то при расчете тарифной выручки нефтетранспортных предприятий принимались во внимание объемы перекачки импортной нефти нынешнего года. Между тем из-за резкого падения добычи нефти в России и значительного падения цены сырой нефти на мировом рынке российская компания "Главтранснефть" уменьшает объемы перекачки своего продукта через территорию Украины. Так что и по нефтеперерабатывающим предприятиям тарифная выручка с следующем году снизится, едва-едва не дотянув до 640 млн. гривень.

И еще к "нефтяной" теме. Необходимость поддерживать имидж собственной надежности среди партнеров вынуждает нефтетранспортников не только постоянно вкладывать огромные деньги в реконструкцию существующих нефтепроводов, но и тратиться на строительство Одесского терминала и соединительных нефтепроводов Одесса--Броды и Жулино--Дрогобыч. С оглядкой на то, что нефтетранспортники исправно отчисляют в госбюджет 50% тарифной выручки от транзита импортной нефти, для выполнения общегосударственной программы строительства упомянутого терминала и нефтепроводов НАК "Нефтегаз Украины" предлагает предусмотреть в расходной части бюджета-99 весь объем средств, необходимых для целевого финансирования этих объектов. Иначе отрасли придется очень туго...