1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (141) за 22.07.98

ВЫСОТА ВЗГЛЯДА -- С РОДНОГО УХАБА

Помнится, как-то в баре "Мисливець" оказался у нас с собою "джентльменский набор" 70-х -- две гитары и три фужера. Тогда-то и мелькнула в разгоряченных под вечер "прохладительными" напитками головах идейка: поменять гидропарковский берег Днепра на Южный берег Крыма. К чему немедля и приступили "единодушным голосованием" у моста "Метро"...

Вполне понятно, что большинство автостопщиков выходят на дорогу либо из-за крайней бедности, либо из любви к этому, без преувеличения, искусству. Нередко, впрочем, совмещая в своем лице и то, и другое.

Автостоп, как и любая игра, имеет свои правила. Как двадцать лет назад, так и сегодня далеко не каждый водитель с распростертыми объятиями реагирует на поднятую у дороги руку. И даже -- на стройную женскую ножку. Но всегда были приятные исключения. Так, например, автомобили археологических, биологических, геологических и прочих экспедиций всегда с готовностью подбирали путников, которым затем нередко предлагали ночлег, кормили и поили. Впрочем, рассчитывать на такое счастье сегодня практически безнадежно, ведь и в былые-то времена экспедиционщики считались "редким зверем".

Для перемещения на небольшие расстояния хороши армейские автомобили. Солдатики, как известно, скучают по общению с "нормальными" (гражданскими) людьми. Тем более, что у них с сигаретами всегда напряженка: за пару-тройку они готовы везти вас, пока устав позволяет. Нечасто, но приступы великодушия проявляют и частники. Однажды одного из авторов статьи не только подвез такой человек, но даже пригласил переночевать. На что получил вежливый отказ -- поди знай наверняка, что там у доброхота на уме.

Интересно, что киевлян, в отличие от москвичей и питерцев, водители брали и берут охотнее, что подтверждается множеством примеров.

...Автобус с туристами из Минска напоминал полевой госпиталь после жестокой битвы. Тяжкие стоны, переходящие в пьяный хрип и другие столь же неблагозвучные трели приятно контрастировали с приветливостью не пострадавших от "сражения" женщин. Однако все хорошее кончается, и, не дожидаясь пробуждения "тяжелораненых бойцов", нашей группе пришлось уклониться от приглашений продлить совместный отдых.

Наибольшие расстояния удается покрыть с водителями "дальнобоя", которых лучше "тормозить" вечером. Скажем, из Киева в Одессу они, как правило, отправляются без напарников, и, чтобы не заснуть за рулем, "дальнобойщики" нередко охотно берут собеседника. Но если в 70--80-х годах с подсевшего попутчика денег никто и не спрашивал, то сейчас именно с этого вопроса начинается знакомство с водителем. Будет ли оно долгим, зависит от того, как вы построите беседу. Ее схема должна быть приблизительно такова. Водитель: "Сколько дашь?" -- Вы: "Был бы при деньгах, ехал бы в СВ. А так, мужик, подбрось, куда получится. Со мною скучно не будет: таких анекдотов ты еще точно не слышал." Словом, необходимо убедить водилу: а) в полной абсурдности самой постановки вопроса о деньгах; б) в том, что богатство человеческого общения в полной мере окупит ваш проезд.

Впрочем, к анекдотам "по ходу пьесы" желательно добавить хотя бы пару "утешительных" гривен на бензин -- иначе вскорости могут все же высадить.

Кстати, автостоповец не должен быть отягощен поклажей. Огромные туристские рюкзаки и "челноковские" сумки почему-то так отпугивают водителей, словно это на их горб норовят закинуть тяжеленный груз. Да и вообще глупо быть навьюченным тому, кто решился путешествовать "перекати-полем". Другое дело -- гитара. Музыкальный инструмент, как правило, доверие у водителей вызывает. А если вы вдобавок еще и играть на ней умеете, то несложно состряпать жалостливое повествование "о бедном музыканте, отставшем от своего ансамбля".

Не мешало бы помнить и о таком правиле автостоповца: никогда не навязывай водителю информацию о том, куда тебе надо. Его ведь совершенно не интересует, в Одессу ты направляешься или в Гурзуф. Рассчитывать же на то, что удастся попасть в машину, идущую именно в интересующий тебя конечный пункт, -- затея почти безнадежная. Поэтому надо быть умнее, и, садясь в остановившуюся машину, попросить просто: "Подбросьте". А уж сколько окажется вам "по дороге"-- десять или двести километров -- это уж как сложится.

Кстати, никогда не следует пытаться "голосовать" за поворотом или пригорком -- водитель вовремя вас не заметит, а в последний момент останавливаться не захочет. Лучше занять позицию на прямом, хорошо просматриваемом участке трассы. Мол, вот он я -- весь как есть.

Самые неприятные моменты в автостопе, когда "заклинивает" на трассе -- долгие томительные часы ожидания. Еще хуже "зависнуть" ночью.
Как-то, попрощавшись с очередным водителем, один из нас очутился на ночной трассе в степи. С сожалением отметив, что окружающие пейзажи вовсе не напоминают идиллические полотна Николы Пуссена, вдруг заметил костры и очень обрадовался. Не раздумывая, отправился "на огонек", поскольку ловить попутку до утра -- занятие бессмысленное.

Тогда-то и понял, что слухи о гостеприимстве и музыкальности цыган изрядно преувеличены. Лица сидевших у костров отнюдь не напоминали членов "Римского клуба". Лишь выяснив "личным досмотром", что кроме гитары ничего ценного у меня нет, а отнять инструмент можно только вместе с моей жизнью, они "милостиво" отпустили гостя, горланя вдогонку проклятия как на "международном", так и на своем "певучем" языке.

К слову, одиночное путешествие повышает благосклонность к вам водителей. Но в той же степени увеличивает риск нарваться на неприятности. Что же касается желания молоденькой симпатичной девчонки добраться до Крыма одной и совершенно невредимой, то... Не вдаваясь в детали, заметим лишь, что и вполне нормальные водилы воспринимают таких не иначе, как "плечевых". То бишь дорожных проституток, цены на услуги которых -- от 5 гривен. Отсюда и соответствующее отношение к одиноким голосующим дамам.

...Волею судеб попадаем на трассу с желанным любому уставшему путнику сооружением -- бетонной коробкой автобусной остановки. Впрочем, радость оказывается преждевременной: никакого намека на автобусное расписание и полное отсутствие ожидающих посадки.
-- Да что за жизнь... пошла, -- вырывается в сердцах.
-- Ну, вы, ребятки, и зажрались, -- внезапно раздается чье-то "между басом и дискантом" из темного закутка "ожившей" остановки.

Новый знакомец называется Петровичем -- эдакий полуголый гражданин в возрасте 55--70 лет. Этого удивительного пантеиста, который и к водке-то совершенно равнодушен, назвать нарицательным "бомж" язык не поворачивается. Петрович действительно без "жительства", но ему оно, "определенное", и даром не надо (кстати, как и одежда), поскольку давно избрал свой собственный "журавлиный" стиль жизни. Много лет он "перелетает" автостопом на зиму к югу, на лето, соответственно, -- на север.

Как уже упоминалось, правила передвижения автостопом подразумевают практически полное отсутствие средств и связанные с этим бесчисленные тяготы и лишения. Но у решившихся отправиться на попутках и они, как ни странно, вызывают состояние своеобразной эйфории. Может, оттого, что разительно контрастируют с преснятиной "цивильной" жизни, а настоящий отдых, как известно, -- это максимальная смена работы? Попробуйте себе представить в кузове грузовика, возившего накануне цемент, извозившихся, изнуренных "счастливцев", которые, высунув из-за борта, мягко говоря, рожи, видят наконец цель своего "круиза" -- море в лучах восходящего солнца...

Тарас, в черных джинсах и такой же футболке, стоит у обочины Набережного шоссе. У него гитара и небольшая спортивная сумка. "Все по правилам," -- как бы благославляем мы, глядя на него сверху, -- с перрона метро "Днепр". Именно с этой точки двадцать лет назад начался и наш автостоп. Который ни продолжить, ни прекратить мы сегодня не в силах...