1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №171 (426) за 15.09.99

КОНЦЕРТ БЫЛ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ, СМЕШНОЙ И ПЕЧАЛЬНЫЙ

"Со смертью создателя театр должен умереть", -- так жестоко обрисовал в свое время перспективу Московского государственного театра кукол Сергей Владимирович Образцов. Коллектив решил судьбу любимца детворы иначе. С тех пор в театре аннулирована должность главного режиссера и художественного руководителя, и все творческие вопросы решаются коллегиально. А созданная Образцовым педагогическая часть контролирует степень полезности (или вредности) спектакля для детского воспитания.

Всего в театре работает 250 человек, в труппе 50 актеров. Куклы создаются в собственных мастерских, и на каждом представлении рядом с актерами -- дежурный художник с инструментами, красками и кисточками. Куклы художника Алимова экспонируются сегодня в Пушкинском музее. Актеры участвуют в процессе создания своих будущих героев, поэтому нелюбимых кукол у них нет. Есть трудные. Однажды был такой случай: за несколько минут до начала спектакля безнадежно потерялась кукла гусенка (а дублера не было), но актер блестяще вышел из положения: сложив руки, он изобразил свой персонаж и провел весь спектакль без куклы.

Популярность театра, конечно, подупала, но на детских спектаклях всегда аншлаг. А за "Пиковую даму", поставленную к 200-летию Пушкина, театр был награжден телевизионной премией "Хрустальный цилиндр". Труппа активно гастролирует, хотя не так часто, как в былые времена: все подорожало в нашем "королевстве". Актеры с удовольствием вспоминают поездку в Южную Корею, где они играли... на Олимпийском стадионе. "Очередь за билетами стояла вокруг всего этого сооружения, -- рассказывает Вадим Красиков. -- Мы сыграли три спектакля по контракту, а потом -- еще один по просьбе зрителей". Когда-то Сергей Образцов запрещал работать в помещениях с балконами (с которых зрители могут видеть всю кукловодческую кухню), а если и приходилось, он выходил на сцену и говорил: "Пожалуйста, те, кто сидит на балконе, расскажите в антракте о том, что вы видели, тем, кто сидел внизу". Сегодня помещения не выбирают: вот и в Донецке "образцовцы" работали в оперном театре.

Самый популярный спектакль театра -- "Необыкновенный концерт", премьера которого состоялась в 1942 году (какое-то время он назывался "Обыкновенный концерт"). С тех пор число сыгранных "концертов" приближается к 6000, уникальное представление-пародия внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Дети и молодежь с энтузиазмом встречали появление всемирно известного конферансье Эдуарда Апломбова (актер Федор Виолин), юное дарование Сусанну Голенищеву (Екатерина Бабаева), а также мастера голосовых связок Веронику Андреевну Несмыкальскую (Вадим Красиков), кабальеро в сомбреро и зажигательных цыганок. А тем, кто хорошо помнит этот чудесный спектакль, что радовал несколько поколений советской детворы, было невероятно грустно видеть, как постаревшие и слегка одряхлевшие вместе со своими кукловодами герои стараются рассмешить публику, которой уже не все шутки понятны. Да и фонограммы, записанные как минимум лет 30 назад, напоминали голоса певцов, уже сошедших со сцены. Ничто не вечно под луной.