1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №144 (399) за 05.08.99

ЖИТЕЛИ НАГАСАКИ ПОСТРАДАЛИ... СЛУЧАЙНО?

Атомной бомбардировки 9 августа 1945 года японского города Нагасаки могло и не быть, если бы не плохая погода и проблемы на борту американского бомбардировщика Б-29. Об этом в интервью японской газете "Асахи" поведали двое его пилотов: 87-летний Фредерик Эшуорт и 77-летний Фред Оливи.

Согласно утвержденному американским командованием 2 августа плану, первой целью должна была стать Хиросима, как это и произошло четыре дня спустя. Однако следующим городом для атомной бомбардировки был выбран Кокура (ныне Китакюсю), и только затем в списке значился Нагасаки. Поэтому 9 августа Б-29 под командованием Фредерика Эшуорта покинул рано утром авиабазу на Марианских островах и взял курс на Кокура. В приказе было оговорено, что самолет с атомной бомбой на борту должен вернуться назад, если летчики не смогут визуально обнаружить цель. Пользоваться для наведения радаром им было запрещено. Когда бомбардировщик почти через семь часов полета вышел в район бомбометания, Кокура оказался плотно затянут облаками и все попытки найти просвет ни к чему не привели. Было спешно принято решение изменить курс и лететь к Нагасаки. Но и там видимость оказалась нулевой. При этом экипаж уже вышел из графика полета, опаздывая примерно на полтора часа, а главное -- израсходовал слишком много топлива. Вес атомной бомбы оказался лишним, и, не сбросив ее, Б-29 уже не смог бы вернуться на свою базу. Правда, у экипажа еще оставалась возможность совершить экстренную посадку на острове Окинава, который к тому времени уже находился под контролем американских войск. В этих условиях Фредерик Эшуорт нарушил предписание и решил воспользоваться радаром, чтобы как можно ближе приблизиться к цели. В официальном отчете ВВС США о полете значится, что в последний момент цель была визуально подтверждена через просвет в облаках. Однако, как заявил Фред Оливи, он не берется сейчас утверждать это однозначно.