1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (224) за 18.11.98

"ПРОМЫВКА МОЗГОВ" В ПУЩЕ-ВОДИЦЕ

...Вопрос "Как стать богатым и счастливым?" приобретает общенациональные масштабы, доводя нас до самоистязания, поскольку ответа нет.

И вдруг -- пожалуйте: автор книги, в названии которой -- и про счастье, и про богатство. Короче, сплошной Эдем.

Владимир Михайлович Спиваковский, он же автор, он же создатель этого самого "коктейля", замешанного на счастье, он же -- один из когорты первой плеяды отечественных кооператоров, из которых в таком статусе до наших дней дотянули буквально считанные единицы.

ЭПОХА КООПЕРАТОРОВ

Он говорит, что написал книгу за 60 ночей.

-- Как Достоевский. Сам себе дал заказ и сам выполнил. И получился бестселлер.

Не знаю, как там вышло у Федора Михайловича, но то, что плод ночных бдений Владимира Михайловича с наших книжных раскладок ушел со свистом, -- это было.

... Итак, с чего все начиналось? Сейчас ему 46, а двадцать лет назад Владимир Михайлович был скромным экономистом, работал в институте и параллельно читал лекции студентам КИСИ.

-- В то время преподаватели и студенты меня буквально подымали на смех, потому что я говорил на тему экономики строительства и архитектуры. Эти вещи были тогда несовместимы. "Экономика -- это экономика, а архитектура -- это художники, искусство. Как это можно совместить и "пропустить" через смету?"

Он говорит: "Уже тогда я понял -- жизнь свою должен выстроить как архитектор. С колоннами, пилястрами, приятными вещами, -- как дворец. И придумал формулу, чтобы это все осуществить".

Формула проста: надо дать себе задание.

Никто из друзей-приятелей, коллег и просто знакомых такой задачи, как я поняла, не ставил. Поэтому десять лет назад, когда в воздухе витала мало понятная идея кооперативов, брались за нее либо полные авантюристы, либо очень сильные духом, либо -- очень крепко желавшие стать счастливыми и богатыми.

Владимир Михайлович, скорее всего, относился именно к последней категории.

-- Я бросил государственную службу и начал свое дело. Собрал знакомых -- инженеров, архитекторов, экономистов. Предлагаю: "Давайте вместе!" Но один отвечает: знаешь, я боюсь... Второй сомневается: а кто гарантирует, что все получится?.. Третий извиняется: а мне жена не разрешает... Четвертый предлагает: ты попробуй, а я потом... Короче, через неделю я остался один. Проплакал всего одну ночь. Но наутро решил: буду делать сам.

Так появилась первая частная школа бизнеса...

...Из всей этой эпохи времен кооператорского взлета я лично запомнила две фамилии -- Тарасова и Борового. Первый заработал миллионов по-сумасшедшему много, после чего им занялся Интерпол, второй стал депутатом Госдумы и отошел от бизнеса.

Спиваковский депутатом не стал, но и "бизнесовые школы" не бросил.

А начинал, говорит, с двухнедельных курсов.

-- Все учат в аудитории, а я снял у завода "Большевик" санаторий в Пуще-Водице. И две недели первую группу своих учеников обучал "методом погружения". Отрубил их от семьи, магазинов, работы, телевизоров -- от всего. И промывал им мозги.

-- Погружение? В смысле -- подводное плавание, что ли?

-- Нет, это образно сказано. "Погружение" -- в смысле полная концентрация на чем-либо. В то время очень модный способ обучения...

Короче, вся эта публика, покидая санаторий в Пуще с "промытыми" мозгами, вошла в новую бизнесовую жизнь уже как бы с новой ментальностью.

ПРОКОЛ НА СУПИНАТОРЕ

Для любого собственного дела нужны деньги. То, что принято называть "стартовый капитал". Спиваковский вспоминает: "У меня не было ни наследства, ни комсомольских денег".

"Пуще-водицкий" почин кое-что принес в смысле финансов. Двухнедельная "промывка" стоила тогда 2 тысячи советских рублей, это при средней зарплате по стране в 150.

...Впрочем, оказывается, преподавательская группа Спиваковского "делала зарплату" вовсе не на "промывке", а на воплощении собственных разнообразных идей.

Правда, идеи иногда давали капитальный сбой, в смысле проколов.

-- Однажды мы предложили делать принципиально новые электронные счетчики для такси. Получили заказ на тысячу таксометров -- очень здорово!.. Но не вышла электронная схема -- по чисто техническим причинам. Плюс таксисты, которым были явно невыгодны новые счетчики, забойкотировали....

Второй прокол получился с плоскостопием. К Спиваковскому пришел человек и сообщил: так, мол, и так, в Киеве есть завод, который делает супинаторы для людей, страдающих плоскостопием. Потребность в супинаторах сумасшедшая, потому что больных -- масса. Затраты -- 3 копейки, окупятся мгновенно.

-- И на супинаторах мы тоже прогорели, потому что не было опыта "толкать товар".

Потом опыт пришел, а с ним и перспективные идеи. В результате, уверен Спиваковский, получился "непотопляемый корабль". Это если в одном месте образовалась брешь, мгновенно ставится заслонка, и судно плывет дальше, пока латают пробоину... Самой большой гордостью из всех реализованных еще в те времена и доживших до сегодняшнего момента идей Спиваковский считает свой "Гранд-лицей".