1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №191 (194) за 06.10.98

ЗАТО ЕСТЬ "КОНВЕРТИРУЕМЫЙ" АН

-- Ну вот, -- вздыхает обыватель, -- снова кризис, опять наши деньги становятся неконвертируемыми, "деревянными", да и продукция наша по-прежнему никому не нужна... "Ан нет!", -- сказали в киевском АНТК имени Антонова, занявшись разработкой нового "конвертируемого" Ана.

Впрочем, новое, как известно -- это хорошо забытое старое. И в данной ситуации не пришлось "изобретать велосипед", а тем самым были здорово сокращены финансовые расходы. Предыстория нового самолета такова. Еще с середины 80-х самолеты семейства Ан-74, недорогие и удобные для перевозки самых различных грузов, стали активно покупать зарубежные фирмы, оценившие их достоинства. Однако собственники "летающих грузовиков" вскоре закапризничали, мол, у Ан-74 имеется и существенный недостаток -- большой расход топлива, что снижает коммерческую дальность полета. Кроме того, коммерсанты, понятное дело, грузили самолет "под завязку", из-за чего он мог взлететь и сесть только на длинной полосе.

"Генералы" отечественного самолетостроения -- главный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев, директор Харьковского авиазавода Анатолий Мялица, руководитель АО "Мотор-Січ" Вячеслав Богуслаев и конструктор ЗМКБ "Прогресс" Федор Муравченко отправились выяснить, как ведет себя их "птаха" в жарком африканском и латиноамериканском небе, как летается ей над Ближним Востоком. "Что ж, -- решили генеральные, -- предела совершенству нет. Создадим на базе Ан-74 машину с такими летно-техническими характеристиками, которые устраивали бы самых требовательных представителей современного рынка."

Так началась разработка под кодовым названием "Конвертируемый грузопассажирский самолет Ан-74ТК-300". В итоге конструкции крыла и систем самолета останутся практически без изменений, но главное, что отличает его от предшественника -- это установка двигателей под крылом. За счет этой модификации будут снижены потери тяги в двигателях и улучшены аэродинамические свойства, а расход топлива сократится более чем на 20 %! Кроме того, грузоподъемность нового Ана возрастет на тонну, а дальность полета -- на 0,5--1 тысячу километров. Иными словами, максимальные 10 т груза плюс пассажиров самолет будет в состоянии переместить почти на полторы тысячи километров, а грузовой вариант Ан-74Т-300 доставит поклажу почти на 2100 км. Антоновцы полагают, что даже самые привередливые заказчики (как, например, из республики Саха) должны быть удовлетворены. Новому самолету будет легче "взять вес" и взлететь и в условиях высокогорья и жаркого климата Латинской Америки, Океании и некоторых районов Африки, где он составит серьезную конкуренцию именитым западным машинам.

Скептики, правда, утверждают, что перенос двигателей под крыло увеличит риск их повреждаемости: дескать, они со взлетной полосы могут "подбирать" посторонние предметы. Однако и Ан-70, и Ан-38, Ил-114, Ил-86, другие модели с "подкрыльными" двигателями многие годы эксплуатируются без этих проблем. Вихрь, индуцируемый двигателями Боинга или Эрбаса, не вредит и этим известным в мире самолетам, хотя теоретически они в этом отношении более уязвимы, чем Ан-74ТК-300.

Итак, программа запущена, работа над Ан-74ТК-300 в АНТК им. Антонова, ЗМКБ "Прогресс" и Харьковском авиастроительном идет полным ходом. Благодаря минимальным переделкам и тому, что Киевский авиазавод имеет практически все для строительства самолета, создание новой версии Ана больших материальных затрат не требует. Деньги в основном нужны на испытания и сертификацию, да еще чтобы "раскрутить" серийное производство и сбыт. К слову, Ан-74ТК-300 за каких-нибудь полтора часа может быть из пассажирского преобразован в грузовой и наоборот (для этого потребуется только поставить или убрать кресла). Оттого он и называется "конвертируемым". Да и продаваться будет преимущественно за одноименную валюту.