1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (214) за 03.11.98

КАК КИЕВЛЯНАМ РАЗЖИТЬСЯ МИЛЛИОНОМ. КАЖДОМУ!

Столичную власть в последнее время обуревает идея фикс: прибрать к рукам, то есть в коммунальную собственность города, все, что находится на его территории. Будь то баня, ведомственный дом, профтехучилище, памятник культуры или даже киностудия. Причем прибрать, независимо от состояния: хоть развалины, хоть с миллионными долгами... Отчего вдруг такая страсть? А оттого, говорят сведущие люди, что сразу много-много денег пополнит городскую казну. Каким образом?

ПОЧЕМУ КИНОСТУДИЯ СТРАНЫ ХОЧЕТ СДАТЬСЯ ГОРОДУ. И НЕ ОДНА ОНА...

"Роспись" стен и потолка в кабинете директора Киевской киностудии имени Александра Довженко Николая Мащенко кто-то метко отнес к стилю "баракко" (кому непонятно: это такая "живопись", сотворенная самой природой, например, свободно льющимся сквозь дырявую крышу дождиком, или затекающим в прохудившиеся стыки панелей тающим снегом...). Столь "лестную" характеристику я услышала, кстати, на сабантуйчике (в этом же кабинете) в честь 70-летия киностудии. Самое интересное, что на такую живописную "мелочь" студийцы даже внимание не обращали: привыкли, да и вообще до художеств ли природы в отдельно взятых, пусть и начальственных, апартаментах, если вся киностудия -- сплошная проблема... Правда, присутствовавшему среди высокопоставленных гостей киевскому голове Александру Омельченко, чувствовалось, стало как-то неудобно. Он вдруг публично пообещал, что добьется, дабы киностудия перешла в собственность города и стала, наконец, богатой и именно тем, чем должна быть, а не как нынче -- арендодателем для фирм и фирмочек. Ответной реакции со стороны министра культуры и искусств Дмитрия Остапенко (пока довженковцы на балансе именно его министерства) я как-то не заметила. Но это детали...

Заинтересованный обещанием киевского головы Николай Мащенко, по словам начальника Главного столичного управления культуры Александра Быструшкина, звонил в управление и интересовался, "пошел ли процесс". Г-н Быструшкин, желая, очевидно, этот процесс ускорить, даже выступил "по теме" на ближайшем аппаратном совещании в горгосадминистрации:

-- Это ведь выдающаяся киностудия. Здесь снималось по 35 фильмов в год! А в нынешнем сподобилась всего на две киноленты. Я не преувеличиваю: гибнет уникальное заведение.

Зал, переполненный городскими начальниками разных рангов и депутатами горсовета, несомненно, проникся трагизмом ситуации, но... Как мне удалось узнать, в ближайшее время обещанный приют киностудии, увы, не грозит. И вообще, процесс передачи любого объекта из общегосударственной в коммунальную городскую собственность -- весьма непрост, даже при наличии обоюдного желания. Я поинтересовалась у Александра Быструшкина, много ли подобных "передач" в области культуры он припомнит. Оказалось, и припоминать-то нечего: не было еще такого...

Кстати, слезно и срочно просятся под крыло города и бывшие городские, а ныне фактически брошенные на произвол судьбы профтехучилища. Дошло до того, что на предпоследнем (по времени) заседании III сессии Киевсовета было зачитано с трибуны и передано председателю совета Александру Омельченко обращение работников профтехобразования Киева, изобиловавшее призывами к помощи. Напомню, газета "Сегодня" уже сообщала: некоторые ПТУ нынешним летом, вопреки всем законам, своим выпускникам-сиротам не выплатили денежное пособие, не выдали зимнюю одежду и даже не трудоустроили. Вот такой развал системы!

КТО ВЛАДЕЕТ -- ТОТ И ИМЕЕТ?

Киевский голова Александр Омельченко в проведении политики "що в Києвi -- все пiд владу мiста!" -- непреклонен. И не устает это повторять. Большинство депутатов, как мне удалось выяснить, всецело его поддерживают. А это важный нюанс: ведь ничто не станет городской собственностью без соответствующего согласия на то депутатского собрания.

На первый взгляд -- парадокс. Зачем Киеву, у которого не хватает денег на финансирование "родимых" объектов, брать чужую обузу? Не выгоднее ли поддерживать в порядке то, что уже имеется? Свои сомнения я высказала депутату Киевсовета, юристу, входящему в постоянную комиссию по вопросам собственности, Виктору Щербакову.

-- Да если бы мы владели всем, что есть в нашем городе -- то все были бы миллионерами! -- огорошил меня Виктор Захарович. -- Потому что не отчисляли бы в госбюджет астрономические суммы на содержание "не наших" объектов. Ежегодно около 60% (!) из бюджета города уходит на эти цели. А как только объект со всем, так сказать, его содержимым (и штатом в том числе) -- наш, сумма отчислений автоматически уменьшается.

Только не надо думать, что их легко заполучить. Например, чтобы та же киностудия имени Довженко перешла Киеву, надо подать соответствующее представление в Кабмин, потом чтобы Кабмин принял по этому поводу специальное решение, а сессия горсовета по его решению -- свое.

И все равно я недоумевала: какая же может быть выгода в объекте со шлейфом миллионных долгов?

Г-н Щербаков долго "просвещал" меня на сей счет. Опять же на примере с киностудией Довженко доказывал, что дело выгодное, более того, именно такая собственность, как киностудия, может стать суперприбыльной как... Голливуд! Только для этого город должен не просто охранять, ремонтировать, платить сотрудникам, а всячески помогать данному объекту функционировать именно в качестве киностудии. Виктор Захарович добавил, что ее процветание -- это большой плюс к воплощению в жизнь национальной идеи. И привел в пример Францию, которая в свое время, как и Украина, приняла ряд законов, направленных на защиту отечественного кино, но, в отличие от Украины, неукоснительно эти законы выполняла.

А самый "козырный" аргумент городской власти в пользу передачи -- это то, что она, власть, больше не желает из-за деления Киева на свой и чужой терять имидж радетельницы за интересы всех киевлян. Городской голова не раз возмущался: мол, население-то считает, что во всех бедах города именно его власть и повинна, а на самом деле это вовсе не так!