1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №169 (424) за 11.09.99

У НАС ЕСТЬ И ПЕТРИКОВКА, И КУЛЕШОВКА

У Натальи Кулешовой кончились деньги. Совсем. А маме нужно было купить подарок. Побродив по магазину, выбрала с горя разделочную кухонную доску -- самую маленькую и дешевую. "Нарисую на ней что-нибудь, -- решила она, -- ведь как-никак, а на художника училась".

"ТЫ ЖЕ ГЕНИЙ!" -- ЗАЯВИЛИ ПРОФИ

Рисовала Наташа всегда хорошо. И, конечно, мечтала стать настоящим художником. Вот только к цели пришлось идти кругами. Окончив техникум, она стала дизайнером машиностроения.

Во Всесоюзном НИИ технической эстетики, где она работала, было аж два художественных отдела. И дизайнеры-профи разрабатывали самые необычные и, главное, удобные формы для бытовых приборов, но... Все было подчинено технологическим линиям, стоящим на заводах. Они были старыми и менять их даже под супердизайн никто не собирался. Приходила резолюция типа "невозможно исполнить" и все разработки попадали в архив. Кстати, он никуда не делся, там и сейчас можно найти совершенно уникальные разработки.

Сначала было трудно, ведь Наташа не могла отличить коленвала от карданного. Но за 15 лет втянулась и прекрасно "одевала" газонокосилки, пыталась улучшить "внешность" оборудования кормоцехов. Возможно, так все бы и продолжалось, если бы не отсутствие денег, мамин день рождения и та кухонная доска.

-- Я человек сложный, -- говорит Наталья, -- у меня много субличностей и одна из них -- дочь своей матери -- очень сильная. Для меня мама -- все. Потому старалась я рисовать так, чтобы ей понравилось, и судила себя очень строго. Даже стиль подобрала ее любимый -- народный, с юмором и подтекстом. В конце концов даже мне самой доска понравилась, такой она получилась праздничной. Ну и, конечно, потащила я "картинку" на работу, ребят посмешить, похвастаться. Реакция была ошеломляющей. "Ты же гений!" -- заявили профи в один голос.

И она загорелась. Рисовала днем и ночью, и... на работе. Друзья прикрывали ее, понимая, что момент, когда в душе художника распускается цветок творчества, упускать нельзя. А через год прошла ее первая выставка -- Наталья развесила доски в коридорах института. Приезжавшие туда со всего Союза художники могли видеть их, профессионально оценить. Выставка дала еще один толчок к творчеству и показала, что не хватает Наталье специальных знаний.

ЛУЧШЕ ПОДАРИТЬ, ЧЕМ ПРОДАТЬ

...По темному рождественскому небу летит на метле Солоха. Все ее думы -- о любви, они поднимаются к звездам в виде сердечек из мыльных пузырей. На земле, никого не замечая, любятся кошки, а мышь, съев их обед, потешается вовсю. А вот "Панько -- рудий пасічник". Хитрые глаза с тоненькими "гусиными лапками" в уголках, лицо в глубоких морщинах и конопушки с капельками пота на носу. А вот "хулиганская" картина "Рыжая ведьма". Сидит маленький рыженький котенок, который одним глазом пускает слезку, но при этом исподтишка показывает дулю всем своим недругам, мол, врешь, не возьмешь. Отработан каждый миллиметр (чуть не сказала "холстов"!) кухонных досок. Все ее картины не просто имеют названия.

У Натальи Игоревны есть субличность, о которой она не сказала. Это -- дочь своего народа -- оптимистичного, с добродушным юмором. Поэтому названия ее картин иногда -- несколько строк из шуточных украинских песен. Даже библейские сюжеты у нее как бы списаны с жизни нашего села. Поэтому и выглядит "Изгнание из рая" Адама и Евы таким понятным и притягательным. Ева не просто "вкусила от яблока", а по всему райском саду их "хоч і не з'їла, та понадкушувала". От этого ей поплохело, но совсем немножко. Поэтому хоть и упала она на руки Адаму, все же элегантно приподнимает подол и в ожидании сложила губки "бантиком". Адам же не понял, что произошло, поэтому выглядит довольно ошарашенным. Но мы понимаем -- он выносит из рая чудесного учителя и скоро разберется, что к чему.

Есть у Натальи и другие работы. Например, портрет Христа или, как она говорит, ее друга. Была в жизни у нее такая черная-пречерная полоса, а найти человека, который бы все понял, не получилось, поэтому она его просто нарисовала. Но кто ни посмотрит на рисунок, говорит -- это Христос. Но она и не рисовала икону! Хотя в последнее время очень тянет на иконопись -- ну просит душа такого самовыражения. Поэтому нашла в Лавре мастерскую "богамазов", где обещали научить писать настоящие иконы.

Все эти работы сделаны после того, как познакомилась Наталья со своим учителем -- Валентиной Александровной Михайличенко, окончила курсы петриковской росписи. Теперь, кроме разделочных досок, расписывает она еще и подносы.

-- Мне говорят: "Если бы ты продавала свои доски, то обогатилась бы". Но я не умею. Во-первых, каждую расписываю в определенном настроении, а его повторить невозможно. А во-вторых, копировать как ремесленник один и тот же рисунок много раз не могу -- не получится.

Прежде расписанные доски принимали у Натальи Кулешовой по пять рублей, то есть учитывая лишь расходы на материал. А если дороже, это уже считалось спекуляцией. Потому ей и теперь легче подарить доску хорошему человеку, чем продать, зная, что не оценят по достоинству.

ЭТО НЕ ЛУБОК, НЕ ПРИМИТИВ, НЕ... А ЧТО ЖЕ?

Говорят, что рисует Наталья в стиле лубка или примитивизма, в крайнем случае -- это петриковская роспись. Однако с этим трудно согласиться. Очень уж детально проработан рисунок, более того -- созданы отнюдь не лубочные, а глубоко психологические образы. Причем не только людей, но и животных. Даже зимний чисто петриковский "безлюдный" узор на подносе -- как стихотворение Пастернака: "Мело, мело по всей земле, во все пределы..." Так что если уж брать по тому большому счету, по которому судила себя художница, то роспись ее -- и не "петриковка" вовсе, а "кулешовка".

Сегодня художница ведет кружок народно-декоративного украинского искусства в русской гимназии № 153 имени Пушкина. А чтобы впитывали дети нашу культуру не только умом, но и, как говорят, душой, расписала Наталья Игоревна стены лицея на двух этажах. И с нового учебного года к ней снова пришли ее дети -- продолжать учиться лепить из соленого теста, расписывать дерево и металл, делать писанки, батик и витражи.

На прощанье Наталья Кулешова подарила мне два талисмана -- расписное яичко с сапожком берегини, которое нужно повесить на тесемочке в кухне для счастья и покоя в семье, и симпатичную куклу Оришку из теста.