Выпуск газеты Сегодня №17 (272) за 29.01.99
ИЗ ДВОРЯНКИ -- В ОРДЕНОНОСНУЮ ДОМРАБОТНИЦУ
Орлова всю жизнь скрывала свое происхождение. Актриса, проснувшаяся однажды знаменитой в роли домработницы, вела свой род от киевской княгини Ольги. В просвещенном XVIII веке ее предками были те самые графья Орловы, страстно любимые Екатериной ІІ. Так что Любочке, родившейся в 1902 году, было чем гордиться, но только до пятнадцатилетнего возраста. Впрочем, не исключено, что к моменту Октябрьского переворота ей было уже не пятнадцать, а гораздо больше. Подруга Орловой Фаина Раневская как-то сказала то ли в шутку, то ли всерьез: "Мы ведь с Любочкой ровесницы. Но я при получении советского паспорта скостила себе всего три года, а Любочка -- целых десять. Так что в "Веселый ребятах" ей уже за сорок".
С Григорием Александровым, своим вторым мужем, актриса как раз и познакомилась на пробах роли Анюты в "Веселых ребятах". До этого она успела закончить хореографический техникум плюс консерваторию, поработать тапером в кинотеатрах и поиграть разных девиц в Музыкальном театре Немировича-Данченко. Говорят, сам Немирович положил на нее глаз, но Орлова в это время вышла замуж за бравого латышского стрелка Андрея Берзина. За их короткую совместную жизнь его не раз арестовывала небезызвестные органы, и однажды он к Орловой так и не вернулся -- дабы не уничтожить жене карьеру. А режиссер-дебютант Григорий Александров пленил актрису с первого взгляда -- и она твердо решила сниматься у него в любой роли.
Комедия Александрова понравилась Сталину, и Орлова тут же стала актрисой всех времен и народов. А фильм "Волга-Волга" с Любочкой в главной роли вождь пересматривал десятки раз и знал его наизусть. После очередного из просмотров усатый шутник заявил Александрову: "Если с этой женщиной что-то случится, я тебя расстреляю".
В день смерти Сталина Любовь Петровна сказала своей сестре: "Слава Богу, этот мерзавец, наконец, сдох". Под маской лучезарной красотки скрывался холодный рассудок потомственной аристократки. А ежедневные полтора часа у балетного станка помогали Орловой всю жизнь сохранять идеальную выдержку и самообладание. Последнее качество просто спасало Орлову в общении с матерью -- урожденной графиней Сухотиной, позволяющей себе время от времени эдакие дворянские штучки: к примеру, когда по утрам домработница приносила кофе маменьке в постель, пролив при этом пару капель на блюдце, чашка летела прямо в прислугу. Порой Орлова с Александровым не выдерживали такой жизни и уезжали на месяц -- якобы на гастроли. Вблизи от дома, наслаждаясь тишиной и покоем в номере гостиницы "Метрополь", они заботливо названивали неугомонной мамочке...
Она была любимой артисткой всей страны, и при этом реально оценивала свои актерские возможности, ведь рядом жила великая Раневская --"Фуфа"... И все же Орлова осталась в памяти нескольких поколений истинной звездой экрана. Народная, выездная, орденоносная, она была для тех, кто ее знал, Любочкой. Ей удивительно повезло с именем, которое и определило всю ее жизнь.