1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №233 (236) за 04.12.98

СПАСАЯ УКРАИНУ ОТ "ТОНУЩЕГО" КОНТРАБАНДНОГО ГРУЗА, ТАМОЖНЯ САМА МОЖЕТ "УТОНУТЬ" В СУДЕБНЫХ ИСКАХ

О нашей таможне, в частности, о ее борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, сегодня, пожалуй, не говорит только ленивый. Одни, чаще на бытовом уровне, обвиняют таможенников во всех смертных грехах, чуть ли не в поголовном взяточничестве, другие, напротив, требуют большей жесткости и пополнения бюджета, третьи реально думают, как улучшить работу этой важнейшей государственной структуры, уменьшить количество стоящих перед нею проблем... Об этом, например, говорилось на недавнем заседании Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью при Президенте Украины, в котором принял участие сам Леонид Кучма. На днях теме контрабанды было посвящено и заседание Верховного Суда Украины. Словом, вопросы для нашей страны актуальные. Ответить на некоторые из них мы попросили начальника Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТСУ государственного советника таможенной службы ІІІ ранга Алексея Крикуна.

-- Алексей Алексеевич, какие основные методы используют нарушители таможенных правил, противодействуя вам и пытаясь достичь своих целей?

-- Первый, самый известный метод -- это так называемый "тонущий груз" или лжетранзит. Схема достаточно известна и проста: зарубежная фирма-отправитель адресует груз якобы транзитом через Украину в третью страну. При этом на таможенном пункте пропуска платится только некоторая сумма за транзит -- это копейки... А настоящие деньги (пошлина, акциз и т. д.) должны платиться в стране-получателе. Но груз до этой страны не доходит, оседает в Украине. Выгода для махинаторов, конечно, огромная. А государство наше, соответственно, такие же огромные деньги в бюджет недополучает. В свое время, пару лет назад, например, поток такого лжетранзита шел из Венгрии, где рядом с украинской границей было построено около 50 (!) заводов по производству алкогольной продукции.

Но сейчас этот поток, как и ему подобные, иссяк. Не сам по себе, конечно, этот "кран" закрыли мы, таможенники, совместно с МВД и СБУ. Вы знаете, организована и активно действует таможенная стража, сопровождающая некоторые подакцизные и другие грузы от границы к месту назначения, скажем, к другой границе. И "утонуть" товар, за который ничего не уплачено, на просторах Украины уже не может. Вернее, мы не даем.

-- И что, нарушители смирились с поражением?

-- Нет, они народ изобретательный... Второй метод таков: на пункте пропуска заявляется, что груз идет на некую фирму, аккредитованную в Украине при какой-то внутренней таможне. Естественно, предоставляются документы: на аккредитацию фирмы, допустим, при Киевской региональной таможне, договор, все чин по чину... И все это -- липовое, фирмы такой не существует. Тут главное -- пересечь границу, потом "липа" уничтожается, составляются новые, уже внутренние договоры купли-продажи, товар расходится... И, знаете, раньше такие "номера", увы, проходили, потому что таможня на границе не могла моментально поверить подлинность тех или иных документов. Запрос посылался почтой и до получения ответа проходил месяц. За это время, представляете, сколько груза можно было переправить в адрес фиктивной фирмы? Но сейчас и тут мы сбили вал нарушений. Создали компьютерную систему, закольцевали ее с налоговой службой, с МВД и СБУ, регулярно обмениваемся информацией. И на установление того, является ли такая-то фирма субъектом внешнеэкономической деятельности, существует ли в природе, уходит не месяц, а день-два. Махинаторов вылавливаем...

-- А у них фантазия иссякла?

-- Увы, опять нет... Третий метод такой: груз адресуется на реально существующую фирму, имеющую право заниматься внешнеэкономической деятельностью. И есть все документы, подтверждающие, что эта фирма такой товар якобы ждет. Вот только бумаги эти все -- липовые. Ведь не секрет, сегодняшняя техника позволяет такие подделки изготавливать -- лучше настоящих выглядят. И проверить таможенник на границе все договоры физически не может. Порой замечаем что-то неладное, следим за транспортом, останавливаем его с помощью ГАИ или, допустим, налоговой милиции, СБУ, прямо на трассе, проверяем -- видим, явная нестыковка документов и груза. Вызываем директора фирмы, которой это все адресовано, он приезжает и... заявляет: "Я такой груз не жду, подпись моя -- подделана!" Отправляем на экспертизу -- точно, фальшивка. Груз, конечно, конфискуем, но некоторые мошенники остаются в стороне...

-- Как же вы все-таки боретесь с этим "третьим методом"?

-- Это сравнительно новый способ "объегоривания" государства, но кое-какие приемы борьбы мы уже наработали. Впрочем, раскрывать их не буду -- газеты ведь не только законопослушные люди читают... Хотя, если честно, скажу -- корень зла кроется в налоговой политике. И пока налоги для предпринимателей будут удушающими, они (пусть не все, но многие) будут искать лазейки, чтобы заплатить меньше и сохранить свой бизнес.

-- Алексей Алексеевич, вы сказали, что на трассе останавливаете подозрительные машины с помощью ГАИ, СБУ и т. д. А сами что, не можете?

-- Не имеем права. Тут есть определенный парадокс: с нас спрашивают, как с правоохранительного органа, каковым мы, по статусу своему, не являемся. Уже несколько лет пытается таможня страны решить этот вопрос, но пока, увы... Это касается, в частности, следствия, а также возможности заниматься оперативно-розыскной деятельностью. Ведь сегодня мы, возбудив, как орган дознания, уголовное дело по ст. 70 УК Украины, обязаны его в течение десяти дней передать по подследственности (через прокуратуру) -- в СБУ. И эти десять дней никто ОРД не занимается, а преступник за такое время может многое успеть... Да и не секрет, гораздо лучше, чтобы следствие изначально находилось в одних руках, а не переходило от ведомства к ведомству. Но пока, повторю, вопрос "завис".