1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №214 (217) за 06.11.98

ПРОЩАЙ, "MOLODIST"

Вот и отгремела "Молодость" -- со всеми ее радостями и проблемами, с фильмами и дискуссиями. Впрочем, как раз дискуссии по поводу прошедшего кинофестиваля еще долго будут будоражить столь небогатую событиями кинематографическую жизнь Украины.

МАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ

Команда Андрея Халпахчи проделала поистине титаническую работу, почти бесплатно (реально, с помощью спонсоров, фестиваль обошелся всего в $130 тыс.) провернув такое грандиозное мероприятие! Жизнь в эти дни била ключом: в метро и троллейбусах люди с фестивальными буклетами и программками останавливали друг друга и бурно обсуждали увиденное вчера и ожидаемое сегодня. В разных залах Дома кино и кинотеатрах показывали до 45 фильмов ежедневно!

Из всего этого многообразия лично меня больше всего задел бельгийский фильм Ивана Ле Муана "Красный карлик", снятый в абсолютно феллиниевской манере, с великолепной операторской и актерскими работами. Кстати, в фильме сыграла знаменитая Анита Экберг, которую наши зрители помнят по "Сладкой жизни" и "Интервью" Феллини, а исполнитель главной роли Жан-Ив Тюаль получил на "Молодости" приз имени Ива Монтана, учрежденный Французским культурным центром в Украине для лучшего молодого артиста фестиваля.

КОГО МЫ КУЛЬТИВИРУЕМ?

Программа "Культовые режиссеры" была представлена настолько широко, что порой хотелось задать вопрос: а кого мы культивируем? Понятно, когда в этой категории оказываются, скажем, Кира Муратова, Алан Паркер, Клод Шаброль, Алекс ван Вармердам, фильмы о Бергмане и Ларсе фон Триере. Но, пожалуй, больше всего вопросов вызвало присутствие среди "культовых" Ф.Ж.Оссанга -- 42-летнего апологета терроризма и насилия. Кроме фильмов, он привез на фестиваль еще и группу "Мессаджеро киллер бой -- фраксьон провизуар", вместе с которой дал концерт в киноклубе "Киевской Руси". Это именно с его фильмов сбегала перепуганная интеллигенция, непривычная к запаху
"травки", а впоследствии прогуливалась пешком по две остановки метро -- чтобы проветриться.

Конечно, времена цензурного дозирования остались далеко позади, и уже трудно себе представить, чтобы его фильмы запретили показывать с формулировкой: "Такое кино нам не нужно!" Но давайте хотя бы разберемся, чей культ прививать молодым. Ведь одним словом "культовый" мы даем понять юным: "Ребята, это -- клево! Равнение на них!"

ОТСТАВИТЬ ПЕССИМИЗМ!

Нетрудно заметить, что конкурсные фильмы вообще отличались черным юмором и пессимизмом. Одна из самых громких дискуссий выпала на долю российской ленты "Окраина", получившей диплом в номинации "Полнометражный фильм", -- захватывающей истории о том, как уральские фермеры отправились в Москву с оружием в руках отвоевывать свою землю. В картине -- моря крови (благо, хоть картина черно-белая!), кучи трупов, поломанные конечности и отрезанные головы. Смеешься -- и одновременно ужасаешься. Фильм уже начал путешествие по фестивалям, и хотя премьера в Москве состоялась только на следующий день после показа в Киеве, -- РТР уже посвятило большую передачу этой экстраординарной ленте.

Еще одна характерная черта -- слабость к черно-белой пленке. Среди фильмов-дипломантов черно-белых -- большинство, в том числе даже анимационная лента "Однажды" Мари Пакку. Кстати, границы между номинациями и гостевыми показами оказались достаточно размытыми: фильм "Однажды", названный лучшей анимационной работой, был представлен среди студенческих фильмов, а кроме того, входил в ретроспективу Гамбургского фестиваля. Ну а особо любопытные, пролистав буклет "Молодости", могли обнаружить, что детище Мари Пакку этой весной завоевало Гран-при Международного фестиваля короткометражных фильмов в Тампере (Финляндия).

Удивительно, что Гран-при (и еще множество призов) достались неигровому фильму. Их завоевал светлый и достаточно интеллектуальный фильм "Голоса" -- о коктебельском доме Максимилиана Волошина и голосах друзей, когда-то звучавших в нем. Его автор Андрей Осипов смущался и говорил, что на фестивале очень волнуется: "Гораздо спокойнее, когда сидишь за столом наедине с пленкой". И все же, господа, думаю, любой из кинематографистов, критиков, просто зрителей готов променять покой за столом на подобного рода волнение. Тем более, что оно бывает, к сожаленью, только раз в году. По крайней мере, у нас.