1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №217 (220) за 12.11.98

ДВОЙКА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ТОЛСТУШКАМ БОЛЬШЕ НЕ ГРОЗИТ

В школе я ненавидела физкультуру. Не убедили уверения школьного учителя, что необходимо смолоду заботиться о своем здоровье, что физическая культура оздоравливает молодой организм. Пять километров по старому стадиону меня калечили, и не только морально. Главное, возмущало несправедливое распределение: почему высоченная длинноногая Настя и полненькая Марина должны одинаково пробегать 100 метров за 16 секунд, чтобы получить "5"?

Школьную программу по физкультуре, которая не менялась больше двух десятков лет, можно назвать во всех отношениях средней и морально устаревшей. В ней много изъянов: не учитываются ни анатомо-физические особенности развития, ни состояние здоровья теперешних детей. По данным Министерства здравоохранения количество ребят с нормальным физическим развитием уменьшилось за последние годы с 24,3 до 13,5 процентов. Функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы зафиксированы у 26,6% школьников, заболевания органов дыхания -- у 17. Кроме того, нельзя предлагать одинаковое количество часов силовых упражнений, гимнастики малышам и подросткам. Ведь в младшем возрасте у ребенка развивается скорость, ловкость, выносливость, в среднем -- гибкость, а в старшем -- сила. Невозможно развивать эти качества в равных пропорциях.

В начале 90-х годов специалисты Института методов и содержания образования подготовили новую программу. Для эксперимента на проверку действенности ноу-хау выбрали несколько школ из Крыма, Черкасской и Ивано-Франковской областей, Днепропетровска и Киева.

-- Раньше физкультура нередко была последним уроком в расписании, -- рассказывает Юрий Журко, учитель киевской средней школы №20, участницы эксперимента. -- Представьте: отсидев пять уроков, ребенок, не пообедав, мчится на занятия. Дети занимались неохотно, бывали случаи обмороков. В экспериментальных же классах можно было наблюдать такую картину: преподаватель занимается инвентарем, а дети сами работают. Причем никто их не заставляет -- не "палочная" система. Новая программа более демократичная, позволяет преподавателю выбирать. К примеру, нет у нас бассейна для плавания, но есть хорошая база для спортивных игр. Потому наши школьники освоили все игры новой программы -- гандбол, волейбол, футбол. Даже девочки. Если старая программа была рассчитана больше на развитие физических качеств, то новая -- на оздоровление ребенка через физические упражнения, игры. Причем оценивается не результат (как раньше), а старание. Один ребенок может подтянуться сразу 20 раз, другой заниматься всю жизнь и сделать это упражнение всего 15 раз. У меня в выпускном классе занимается ученик, который физически может подтянуться всего три раза. По старой программе я должен поставить ему "2", но это отобьет охоту заниматься. По новой -- установил ему приемлемый норматив. Я люблю видеть плоды своего труда. Был случай, который никогда не забуду. Мальчик не мог прыгнуть через "коня". Я постепенно его учил, не требовал незамедлительного результата. Когда наконец прыжок удался, он долго стоял с закрытыми глазами, потом повернулся ко мне со словами: "Не может быть! Спасибо!"

По словам Владимира Столитенко, заведующего сектором физического воспитания Института содержания и методов образования, новую программу уже получили многие школы Украины. Возможно, со второго учебного полугодия оздоравливаться, а не уставать от физических нагрузок, будут все украинские дети.