1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (262) за 15.01.99

ЗАМПОЛИТЫ, ПОЛИТРУКИ, А ПО-ПРЕЖНЕМУ... КАПЕЛЛАНЫ?

"За веру, царя и Отечество", -- этот столетний лозунг, правда, несколько трансформированный, духовенство пытается возродить в войсках. Однако за семь лет независимости его успехи невелики: генералитет считает священников чем-то вроде подручных "от религии"...

Идея открыть доступ в армию святым отцам бродит по коридорам Министерства обороны еще с тех пор, как произошло крушение КПСС и армейские политруки остались не у дел. Однако последние быстро освоили новую для себя нишу, превратившись в воспитателей, психологов и социологов. В итоге введение института капелланства отодвинулось на "прекрасное далеко". Военное ведомство в ближайшее время не намерено вводить институт военных священников. "Мы не будем слепо следовать примеру вооруженных сил США, Германии или Италии: в украинской армии и менталитет не тот, и верующих мало. К тому же межконфессиональные распри не позволяют широко распахнуть двери для священнослужителей. Пусть сначала наведут порядок в своих храмах", -- заявил зам. начальника Главного управления воспитательной работы Минобороны Илья Тищенко.

Несмотря на такую позицию военных верхов, духовенство неофициальными путями укрепляет свои позиции в войсках. И этот процесс уже не остановить. Святые отцы из Киевского и Московского патриархатов, Греко-католической и Автокефальной православной церквей, добровольно придя во многие воинские части, по сути стали нелегальными капелланами. Многие из них числятся на штатных должностях. Как сообщили нашему корреспонденту офицеры из Прикарпатского военного округа, у них служит старший научный сотрудник, который на деле является священником Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). В числе святых отцов этой конфессии и старший лейтенант Руслан Коханчук, окончивший в 1994 году Киевское высшее военно-морское политическое училище. Воистину, пути Господни неисповедимы!

Приятное с полезным совмещает и священник из Львова: отправляя богослужение в одной из православных церквей, он не забывает и о своем воинском долге, -- кроме поповской рясы, у него есть погоны прапорщика. Представители Киевского патриархата тоже не теряют времени даром: отстроили в Крыму гарнизонную церковь возле ворот контрольно-пропускного пункта механизированной бригады, базирующейся в поселке Перевальный. В этой воинской части отец Иван Гавриляк одновременно исполняет обязанности и психолога, и священника.

Что касается Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), то в ее рядах насчитываются сотни батюшек, которые занимаются "хождением в войска". Лидеры УПЦ МП в ближайшее время намерены добиваться, чтобы Андреевской церкви столицы присвоили статус духовного храма Киевского гарнизона и, таким образом, открыли ее духовные врата для защитников Родины. В случае успешного решения этого вопроса все столичные подразделения и части, скорее всего, окажутся под влиянием этой церкви.

Как бы там ни было, духовенство больше не намерено ограничиваться скромными ролями, которые им постоянно навязывают военные "верхи", -- то утешителей, когда в воинской части произошло какое-то несчастье, то "декоративных украшений" на различных торжествах. А вот таинство исповеди, литургия, чтение Библии и молитва на сон грядущий остаются пока для армейцев лишь благими пожеланиями святых отцов...

А может быть, оттягивание с официальным признанием капелланов в нынешний момент конфессионального "разброда и шатания" преждевременно? Ведь во всяком посттоталитарном государстве есть угроза превращения религии в один из послушных "винтиков" государственной системы. Не лучше ли, если церковь будет работать в армии, так сказать, на неофициальных началах? "Официальное введение института капелланства может привести к тому, что священники превратятся в политруков "от религии". Отсутствие общей правовой культуры и юридическая незащищенность военнослужащих создает опасность насильственного навязывания вероисповедания по выбору высокопоставленных начальников", -- утверждает архиепископ Украинской автокефальной церкви Игорь Исиченко.

По его словам, сегодня на корабли и в воинские части в основном приходят служители той церкви, которой отцы-командиры более всего симпатизируют. Благо, ситуация позволяет: львиная доля крещеных солдат и офицеров до сих пор имеет слабые представления о своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии. Напрашивается вопрос: почему бы Министерству обороны (которое, возможно, вполне справедливо не хочет ставить все точки над "і"), хотя бы не выработать стратегию взаимоотношения с украинскими церквями и детально не обсудить ее с последними?