1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №76 (331) за 24.04.99

Я НАЧИНАЛ С ОБЕЗЬЯНЫ ЧИТЫ

Так уж повелось, что актеры не очень охотно рассказывают о личном. Малопривлекательные вехи собственной биографии они тщательно умалчивают, несмотря на упорное стремление журналистов раскопать что-нибудь эдакое. С Львом Перфиловым ("Зеленый фургон", "Место встречи изменить нельзя", "Старая крепость") все получилось иначе. Такую откровенность мог позволить себе только человек с потрясающей внутренней свободой. И конечно же, с завидным чувством юмора.

"КОГДА МАЛЬЧИШКИ КРАЛИ, Я "РАБОТАЛ" ОТВЛЕКАЮЩИМ"

-- Лев Александрович, вам нравятся сегодняшние молодые актеры?

-- Их много, а интересных мало. Актеров всегда было много, но раньше был очень хороший отбор -- бездари на экран не попадали. Может, отбор был излишне жестким, но зато какие фильмы были!

-- Вы когда-то назвали актерство "добровольным сумасшествием"...

-- Да, это образ жизни. Этим надо болеть, нельзя просто взять и стать киноактером. Меня, лично, в кино привел его величество случай. Я ребенок войны -- знаю, что такое бомбежки, голод, холод. Так вот, я на базарах работал "отвлекающим". Пацаны, такие же беспризорные, как я, увидав мешки с хлебом, которые спекулянты стащили с завода, толкали меня, мол, Лешка, начинай! Короче, я "искал маму": плакал, изображая потерявшегося, а они просто пытались красть продукты. Торговцы люди сердобольные, отвлекались. Как только дело было сделано, я с диким криком "Мама!" мчался за какой-нибудь женщиной. Потом мы наши "трофеи" ели всем двором -- и делились с соседями, а не пожирали, как крысята. Когда я уже учился в школе, на экраны впервые вышел фильм "Тарзан". Для нас, мальчишек, это было как откровение. Ребята изображали Тарзана, а я -- обезьяну Читу, причем и на уроках тоже. За это меня выставили из школы. И вдруг пришел ко мне домой сам директор школы, взял за шкирку и потащил в Дом пионеров -- в драмкружок. Так все и началось.

"РЕЖИССЕР ЖДАЛ, ПОКА Я "ЗАВЯЖУ"

-- Сегодня поступают предложения сниматься?

-- Когда меня спрашивают, как моя актерская жизнь, я отвечаю: "Плохо". Ее попросту нет. В одном фильме я снимался пять лет, сейчас уже второй год снимаюсь в сказке на Одесской киностудии. Денег на съемки нет.

-- Не было соблазна бросить актерство и заняться чем-то более прибыльным?

-- Да нет. Хотя у меня было немало неприятностей: я и пил, и картины срывал. Понимаешь, у каждого человека должен быть тыл, а у меня его не было -- я имею в виду нормальную жену. Спасало только то, что какие бы директора на киностудии ни были, они не прогоняли меня окончательно. Брали с меня слово, что вылечусь. Если честно, то одна лишь фраза не давала мне окончательно спиться: "Ты ж у нас самый талантливый актер на киностудии, если ты уйдешь, кого снимать будем?" Врали, наверное, но ведь доля правды в этом была! Я очень благодарен режиссеру Игорю Лысенко. Как-то он задумал спектакль и пригласил меня, а я ему сказал, что играть не могу -- "развязал". Он говорит: "Не будет спектакля без тебя. Сколько времени тебе нужно?" Я попросил месяц. Пришел в норму и мы сделали спектакль, на который потом публика просто ломилась.

-- Сейчас у вас семейная жизнь наладилась?

-- Да, у меня все хорошо. Уже шестнадцать лет я знаю, что такое преданность и верность. Мне повезло: Господь за все мои муки подарил мне третью жену. Она намного моложе меня... Хотя говорят, что третья жена от дьявола. Ну, от дьявола -- так от дьявола. Зато хорошо!

"ПОСЛЕ РОЛИ КАШКЕТА МЕНЯ ПЕРЕСТАЛИ СНИМАТЬ"

-- Несмотря на запои, вы снялись почти в ста картинах.

-- Понимаешь, приходил ко мне режиссер, видел -- у меня похмелье. Он выпивал вместе со мной и просил: посмотри, мол, Левка, сценарий. Однако хватало силы воли никогда не лезть в камеру пьяным. Такое случилось лишь раз -- мне режиссер этого не простил, да и я себе тоже. Однажды мне все надоело, и я не пил больше двадцати лет. А все началось с фильма "Старая крепость", где я сыграл алкаша. Мой Кашкет неожиданно "задавил" главного героя, который должен был нести главную идею. Я ведь изобразил не подонка, а нормального веселого человека, который пил -- тогда пили на каждом углу. Когда фильм посмотрели по ЦТ, режиссеру влетело. А я выходил на улицу, меня все узнавали и народ приставал: ты же Кашкет, неужели с нами не выпьешь? Я сначала по чуть-чуть, но я-то один, а их много. После Кашкета меня все боялись брать на роль. И только спустя четыре года Говорухин пригласил в "Место встречи изменить нельзя".

-- Вы почти не снимаетесь, Вера (жена Льва Александровича. -- Авт.) тоже не работает. Ну, дети-то помогают? Если не ошибаюсь, у вас четверо сыновей и две дочери...

-- ...и восемь внуков. Они бы рады помочь, да сами найти работу не могут. А я... Мне везет на хороших людей. Я вел две телепередачи на ТЕТе, принимал участие в Бердянском кинофестивале, надеюсь опять провести там кинофестиваль. Ты б знала, как нас принимали! Люди на улицах подходили, признавались в любви. Наконец-то и актерам выпала возможность пообщаться друг с другом.

-- Скажите, может ли существовать настоящая дружба между актерами?

-- Среди этой братии сложно найти много друзей. Но вот киноактер Слава Воронин -- верный мой друг. Дружу с Васей Лановым. Мы когда встречаемся -- разговариваем часами. Нормальные люди становятся приятелями, а бездарности -- врагами и без конца завидуют. Они же и достали Володю Высоцкого. Талантливые люди всегда оставались ему преданными. Когда Володи не стало, друзья обнаружили список его долгов и поехали их отдавать. Все брали и благодарили, и только один Николай Мащенко, которому Высоцкий по списку должен был восемь тысяч, сказал: "Володя мне ничего не должен, он у меня не брал. А даже если брал -- я не возьму".

"Я УДРАЛ ПОСЛЕ ПЕРВЫХ ЖЕ СЪЕМОК"

-- Это правда, что вы после своих первых съемок сбежали?

-- Да, я удрал. Просмотрел первый рабочий материал, ужаснулся, собрал вещи и отправился на поезд. Ты представь, я увидел себя со всех сторон -- как смеюсь, как хожу. В общем, нашли меня уже на вокзале и уговорили вернуться.

Впрочем, я никогда не был собой доволен в профессиональном плане. После съемок проводил бессонные ночи, потом приходил к режиссеру и просил: давай переделаем! И так по несколько раз.

-- Однако вам замечательно удавались роли бандитов, фраеров. Один Промокашка чего стоит!

-- Знаешь, моя учительница когда-то говорила: "Какого б подонка ты не играл, Левка, очень важно остаться добрым человеком". Я с ней согласен. Только добрый может сыграть злого, потому что он знает главное: как НЕ надо делать.