1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (380) за 09.07.99

ГЕТЕ -- ВЕЛИКИЙ КИНОРЕЖИССЕР?

XX столетие открыло еще одну новую грань гения. Оказывается, Гете -- потрясающе кинематографичен. "Фауст" с точки зрения кино -- в самом деле грандиозное зрелище. Стремительные перемещения в пространстве и времени, полеты, превращения и исчезновения -- полный джентльменский набор выразительных средств десятой музы. Вообще, количеству экранизаций Гете киноведы попросту потеряли счет -- более популярного автора в мире кино нет.

250 лет великому немцу исполняется в августе. Но раскрутка юбилея началась еще в мае. Гете-институт подготовил специальную кинопрограмму под интригующим названием "Фауст -- власть искушения". Тут совершенно разные по стилю и жанру ленты. Но именно это дает возможность по-новому увидеть и оценить его наследие.

Правда, найти эти следы влияния Гете не всегда просто. В знаменитом "Кабинете доктора Калигари" Роберта Вине безграничная власть демонического доктора над Чезаре -- сомнамбулой, лишенной воли игрушкой в руках гипнотизера -- имеет, скорее, прямую аналогию с "Мефисто" Иштвана Сабо, другим фильмом подборки. Только в связке становится до конца ясным намерение составителей. Искушение властью -- одна из дьявольских ловушек, подстерегающих человека на его жизненном пути.

Современная версия "Фауста" в одной программе с классической экранизацией (Фридриха Вильгельма Мурнау) -- параллель достаточно рискованная и провокационная. К сожалению, не в пользу фильма современного режиссера Яна Шванкмайера. "Лекция Фауст" вызывает интерес разве что как эксперимент: тут соединены объемная мультипликация, куклы и актеры. В целом, это сюрреалистическое нагромождение образов ради образов.

А вот статус одной из лучших картин всех времен подтвердил классический "Фауст" Ф.В.Мурнау, созданный по мотивам произведений Гете, Кристофера Марлоу и средневековых народных легенд. Выразительны декорации и костюмы, драматична светотень, плюс яркая и талантливая игра актеров создают незабываемый живописный фильм -- подлинный шедевр немецкого экспрессионизма. Без сомнения, немецкая нация любит и чтит свою культуру.