1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №98 (353) за 29.05.99

"СЛАВА УКРАЇНІ!"

Заголовок подарил мне какой-то очень национально-сознательный слушатель концерта Хосе Каррераса во Дворце "Украина". Этим возгласом он приветствовал выступление солистки Национальной оперы Ольги Микитенко, которая принимала участие в концерте столетия вместе с Национальным симфоническим оркестром под управлением Давида Гименеса (Испания).

Да, это, конечно, концерт -- если не века, то жизни не одного поколения меломанов. Услышать живьем легендарного Хосе Каррераса -- это подарок судьбы. (Разумеется, благодаря организаторам -- "Еврошоу", телеканалу "1+1", фирме "Весна" и Партии зеленых.) Ощутить это захотели даже президенты двух сопредельных государств, Леонид Кучма и Эмил Константинеску.

Элитарные концерты должна посещать элитарная публика. Стать таковой непросто: нужно научиться одеваться соответственно моменту, заходить в зал не позже третьего звонка, не забыв при этом выключить свой мобильный телефон. Ведущий концерта, Василий Илащук, видимо постеснялся напомнить лишний раз об этом, и киевляне запомнятся дирижеру тем, что приветствовали его выход на сцену сигналом "мобилки".


Хосе Каррерас
Появление в зале президентов встретили как государственный гимн, в едином порыве поднявшись с мест. А Хосе Каррераса -- почему-то только аплодисментами. Лишь в финале концерта ему была оказана подобная честь -- видимо за то, что проявил себя истинным джентльменом и кавалером.

Лирическое отступление
"Мы с Лучано и Пласидо выступаем как на больших стадионах, так и в маленьких залах", -- сказал Хосе Каррерас, опровергая мнение известного скрипача о том, что лучше один тенор в камерном зале, чем три -- на стадионе. Он считает оперу и классику элитарным искусством, и всегда повторяет, что пуристы ("чистокровки") могут занять лишь половину одного автобуса, а остальные сотни миллионов людей -- так называемые широкие слои. "Но если на концерт приходят те, для кого это лишь престижный раут -- что ж, добро пожаловать"!


"Он маленький такой!" -- не смог сдержать своего удивления мужчина сзади. (Как оказалось, тонкий ценитель вокала.) Аплодисменты были очень счастливые: свершилось! Мы приобщились! Он запел -- и все затаили дыхание... Что ж, жизнь жестока. Ранние записи великого тенора, которые хранятся в фондах радиокомпании, запечатлели его голос в период расцвета -- удивительно теплый, невероятно красивого тембра (меломаны говорят: "от такого голоса кровь стынет в жилах!") Страшная болезнь, которую он победил, возраст и колоссальная работа в течение последних лет -- все это отразилось на уникальном голосе. В нижнем регистре он по-прежнему бархатный, мягкий и томный, а в верхах невероятно страстный, хотя чувствуется напряжение, которое великолепный вокалист преодолевает мастерски.

Лирическое отступление
"Перед концертом очень важно сконцентрироваться и абстрагироваться от всего остального, -- поделился дон Хосе, -- главным инструментом певца является голос, и от его состояния зависит, будет концерт удачным или нет". В день концерта он предпочитает как можно меньше общаться с людьми и вообще -- разговаривать.



Ольгa Микитенко
Это был потрясающий вечер с точки зрения украинского меломана. Выступление Ольги Микитенко не стало "заполнением времени", а дополнило программу классическими оперными ариями (из "Севильского цирюльника" Россини, "Эрнани" Верди и "Чио-Чио-сан" Пуччини) в прекрасном исполнении. На сцене были не маэстро и ученица, а равноправные партнеры. 23-летняя певица держалась с достоинством, присущим оперной диве, и, пожалуй, покорила сердце знаменитого испанца не только чарующим голосом, в котором нет напряжения и который можно слушать, наслаждаясь, как пение птиц. Она выглядела прекрасно как в черном платье с длинным дымчато-серым шлейфом, так и в нежно-кремовом с кринолином. (Не скрою, успех молодой певицы, ее звездный час, может сыграть и коварную роль в ее карьере, которая, как известно, не гладкая -- сплошные шипы, хотя и роз достаточно.) И тем не менее, все знатоки и любители сошлись в том, что она была не ниже партнера, а в некоторых моментах -- и выше. В общем, дуэт сложился.

Лирическое отступление
"Вокальная школа адаптирована к фонетическим особенностям языка, на котором говорит нация, -- сказал маэстро Каррерас. -- Если вы хотели бы "приблизить" украинскую или какую-либо другую славянскую к вокальной школе стран Латинской Америки -- это было бы неправильно. Но я ничуть не сомневаюсь в том, что украинская -- действительно очень хорошая, с чем и хотел бы вас поздравить".


Хосе Каррерас пел популярные неаполитанские песни (это обязательная часть его концертного репертуара), каждую из которых зал встречал взрывом оваций (особенно "О, мое солнце"). Вместе с Ольгой Микитенко они исполнили дуэт из оперетты Легара "Веселая вдова" и оперы "Травиата" Верди. А хотелось бы и оперную арию услышать в исполнении Мастера... Он говорит, что оперные партии для него -- как дети. "Можно провести аналогию с тем, что у вас спросят, кого из своих детей вы любите больше всего. Если бы пришлось выбирать роль из какой-то оперы, я бы выбрал дона Хосе из "Кармен".

И все-таки Хосе Каррерас -- счастливый человек. Купаться в любви бесчисленных поклонников, быть на вершине славы и не стать манерным и капризным, сохранив благородство и сдержанность истинного идальго -- удел великих. Как настоящий джентльмен, он позволил петь на "бис" и своей партнерше, искренне благодарил оркестр и дирижера, а также всех, кто пришел выразить ему свое почтение и восхищение.