1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99

КТО ПОСТАВИТ ДВОЙКУ АКАДЕМИКУ?

Для большинства взрослых эти книги -- в далеком прошлом, как и само детство. В настоящем же чаще приходится заглядывать в дневники своих чад, нежели в учебники. А вот Константин Корсак посвятил им всю жизнь. Эксперт Минобразования, доцент Киево-Могилянской академии уверен: отечественных учебников непростительно мало, к тому же они -- худшие в Европе.

О БАРИТОНЕ И БАРИОНЕ

-- Константин Витальевич, неужели в учебниках вы находите грамматические ошибки?

-- Представьте себе -- и немало! А виновны в этом несовершенная система рецензирования и сами авторы, которые, несмотря на ученые степени и звания, абсолютной грамотностью похвастаться не могут. Несколько лет назад я рецензировал рукопись учебника для 7-го класса, в котором количество научных ошибок и стилистических несогласованностей исчислялось десятками. Я высказал рекомендации к доработке рукописи и больше ее не видел -- книга получила положительную рецензию у кого-то другого, была издана. Вы удивитесь, если я скажу, что школьники пользуются этим учебником до сих пор.

-- Не удивлюсь. Но ведь кто-то должен за это ответить.

-- Всю ответственность за рецензирование и апробацию школьных учебников взяли на себя Минобразования и Академия педнаук. Но, как показало время, эта задача для них непосильна -- уровень учебников до сих пор предельно низок. В рекордно неудачном учебнике для 6-го класса в тридцати строчках текста найдено 14 фактических и больше 10 стилистических ошибок. Три других автора на двух страницах допустили не меньше ошибок: например, фраза "часток (баритонів) було…". Она ведь должна звучать как "частинок (баріонів) було…". Изменить ситуацию можно только путем улучшения финансовых условий для авторов, которые четко отличают понятия "баритон" и "баріон" и не могут делать ошибки, потому что знают в сто раз больше того, что в учебниках нужно написать.

ДАЕШЬ ВЕСЕЛЫЕ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ!

-- А что думают об учебниках школьники?

-- Ученые-педагоги изложили свое мнение в 20 томах сборников статей "Проблемы школьного учебника", но в них нет ни одной страницы с исследованием мнения учеников. Уму непостижимо -- миллионы книг существуют не для школьников, а для комитетов, комиссий, академий!

Я сравнил требования к учебникам ученых и школьников (детальным анкетированием охватил 140 киевских школьников). Если для первых важны научность содержания, глубокое мировоззрение, большой и четкий шрифт, изложение материала от теории к фактам, то школьники прямо заявили -- прочь скуку из книги, даешь тесты, рубрику "Для любознательных" и веселые условия задач, а излагать материал следует от опыта к теории. Но когда я предложил учителям еще глубже исследовать мнение учащихся об учебниках, те удивились: "А зачем? Они же ничего не знают!"

ЧТО ДЕЛАТЬ?

-- Многим сейчас кажется, что путем конкурсов авторов можно легко и просто "выудить" лучшие в Украине рукописи. Но опыт "совковых" конкурсов (когда оплату получает лишь одна рукопись-победитель) доказал, что на конкурс попадают лишь рукописи абсолютных графоманов или людей, свободных от преподавания. Правильно же организованный конкурс, способный привлечь лучших, дорог -- нужно оплачивать работу всех участников.

Если мы хотим, чтобы учебник содержал большой материал для самостоятельной работы ученика, избыточную информацию, необходимую для обращений к учебнику на протяжении многих лет, чтобы он действительно был интересен ученику, нужно обратиться к опыту развитых стран. Лучший путь к отличным учебникам -- свободная конкуренция, когда государство регулирует лишь содержание программ, а всю ответственность за ошибки и качество книг берут на себя их авторы и издатели.