1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (270) за 27.01.99

"МЕНЯ ХОТЯТ ВО ВСЕМ МИРЕ"

В интервью "Сегодня" директор Национальной оперы народный артист СССР Анатолий Мокренко предъявил некоторые претензии к солистке театра Ольге Микитенко. Лауреат международных конкурсов, обладательница Гран-при Марии Каллас Ольга Микитенко недавно вернулась из США, где успешно дебютировала в Коннектикут Опера (Хартфорд). На нашу встречу певица пришла с ксерокопией газетной статьи.

-- Ваши отношения с руководством театра уже давно стали предметом обсуждения в прессе, особенно после отмены "Риголетто".

После спектакля: цветы от поклонников
-- Анатолий Юрьевич почему-то называет меня все время на "ты": "Оля, ты хоть один спектакль спой!" Его "отеческого" отношения я никогда не испытывала на себе. На концерте с Ренато Брузоном была Людмила Николаевна Кучма и принесла цветы, а Анатолий Юрьевич даже не подошел поздравить.

Директор театра сказал, что предложил мне спеть в "Риголетто", но я сама писала заявление с просьбой об этом. И об истории с отменой "Риголетто": если директор считал, что артист не мог петь спектакль, зачем была нужна эта "возня"? Накануне была опера "Хованщина", в которой пели многие артисты, выписанные на "Риголетто". Они уже знали, что спектакля не будет. А уж заявление Анатолия Юрьевича, что не было никакого письма в министерство, вообще ни в какие ворота не лезет. Мы получили ответ от Владимира Ивановича Рожка: "Письмо получено, дирекции театра поручено разобраться".

То, что Анатолий Юрьевич сказал, что "я пропаду", звучит как угроза. Я бы посоветовала ему волноваться о своей дочери. Слава Богу, меня хотят в мире, приглашают. И вообще, почему он думает, что у меня всего три оперы, если их уже шесть! "Лючию ди Ламмермур" мне обещали больше чем полгода, но пока министерство не вмешалось, так и не давали спеть. Предлагали, правда, петь в критические дни, но я отказалась.

У меня большой голос, я ставлю "ми-бемоль", а внизу беру "ля". Когда-нибудь, когда имя Ольги Микитенко прозвучит на весь мир, они будут говорить: "Це ми її виховали!" Но почему-то никто не думает, что к талантливой певице нужен особый подход. Я как-то спросила, чего Анатолий Юрьевич хочет от меня. Он ответил: "Щоб ви була така ж, як усі". А я не такая, если завоевала Гран-при Марии Каллас, которого не получал в Украине никто. Значит, может быть, достойна чего-то большего. Тем более, я ничего не требую, кроме соблюдения правил.

МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР ТЕАТР ИСПОРТИТЬ НЕ МОЖЕТ

-- Ольга, Анатолий Юрьевич упомянул о вашем конфликте с Евгенией Семеновной...

-- Было сказано, что она отказалась от меня. На самом деле я ушла сама. Да, она была первым моим профессором, но я считаю своим педагогом Галину Станиславовну Сухорукову, потому что именно у нее взяла настоящую вокальную школу бельканто. А школа Евгении Семеновны, если такая существует, мне не подходила.

По поводу деформации внутреннего мира певицы Ольги Микитенко -- я вижу в этом намек на Николая Бархатова, и возможно, он даже будет обращаться в суд. Я считаю оскорблением подобные высказывания. Слава Богу, у меня сложился свой мир, и к счастью, даже театр со своими нравами его деформировать не может. Я не пью в буфетах, никому не ношу коньяки, конфеты и все остальное, никого не называю на "ты" и не оскорбляю.

Г-н директор заявляет, что мне нечего петь, и за границей я пою "песенки". Наверняка многие еще помнят песенки в исполнении Анатолия Мокренко: "Не расстанусь с комсомолом", "Любовь, комсомол и весна" и т.д., записи которых хранятся в фонотеке радио.

-- А все-таки, что вы пели в США? Песни или оперу?

-- В Америку я, слава Богу, ездила, чтобы спеть партию Джильды в "Риголетто" в Хартфорде, штат Коннектикут -- одном из самых богатых штатов, и имела громадный успех. Встречаясь в США с певцами, которые когда-то работали в нашем театре, я слышала их воспоминания о том, что с ними делали в театре. Похоже, что это у директора в мире плохая репутация.

Анатолий Юрьевич все время повторяет, что Ольга Микитенко не хочет петь в театре, не видит своего будущего в Украине. Вы понимаете, два-три года назад я могла сказать, что не вижу перспективы. Но сейчас, слава Богу, мне помогают, у меня есть прекрасная публика, квартира, и я хочу петь в Национальной опере. Не для того ли я выпрашиваю спектакли, чтобы выйти к своим слушателям, купившим билеты по 10 гривен и доставить им удовольствие? Уже сто раз я могла бы укатить отсюда.

-- А если все-таки будет конкретное предложение, вы решитесь уехать?

-- Еще 2 года -- по распределению, я работаю в Национальной опере. Сейчас за рубежом никто не подписывает долгосрочные контракты, и если дирекция театра будет ставить меня в известность, когда я пою спектакли -- с удовольствием приеду и отработаю.

-- Может так случиться, что вернувшись, вы до конца сезона просидите без дела.

-- К сожалению, со многими певцами, уехавшими за рубеж, была такая же ситуация, как со мной. Но есть категория исполнителей, очень выгодных дирекции, и они знают, что будут петь через месяц.

РАССЧИТЫВАЮ НА БЛАГОРАЗУМИЕ АНАТОЛИЯ ЮРЬЕВИЧА

-- Над какими партиями и программами вы работаете?

-- 27 февраля планирую сольный концерт в театре -- готовится новая программа. Многие произведения впервые прозвучат в Киеве. Есть одна проблема: директор театра не хочет видеть на сцене моего концертмейстера, с которым мы репетируем уже полгода.

Но я все-таки рассчитываю на благоразумие Анатолия Юрьевича, что он пойдет на уступку не Микитенко, а высокому искусству. Важнее, чтобы состоялся хороший концерт, а не то, чтобы директор удовлетворил свои амбиции.

-- Ольга, а как к вам относятся коллеги?

-- Если я скажу, что есть какая-то зависть или пренебрежение -- это будет банально. Многие находятся в такой же ситуации, как и я. Cлава Богу, я молода, имею возможность ездить. А ведь есть люди, которые в силу многих обстоятельств просиживают десятилетиями, и мне безумно хотелось бы им помочь. Анатолий Юрьевич сказал, что со мной не хотят работать. Может быть, это грубо, но ни режиссер Молостова, ни режиссер Гнатюк не имеют права не хотеть со мной работать. Самое главное -- это искусство.

-- По-моему, дело в том, что новое поколение воспитано иначе, чем корифеи, которым приходилось все "заслуживать". Вы хотите получить то, чего достойны. А руководство к этому не готово.

-- Наверное, вы правы. Театр -- ведь не частная лавочка, и директор его пока еще -- слава Богу! -- не купил. Он, на мой взгляд, должен соблюдать интересы государства. А его представляют наилучшим образом молодые -- и им нужно создавать для этого условия. Когда я после Барселоны оформляла документы на конкурс Марии Каллас, мне даже помешали вовремя получить визу, и в отличие от других певцов, которым помогали материально, мне никогда не дали ни копейки.

Меня никто не сможет обвинить в том, что я спела плохо в каком-то спектакле или сорвала его. Хочу заявить официально: если директору театра предложат послушать мое выступление и проанализировать его, он не сможет этого сделать. Как он может судить, если не имеет понятия о том, какой школой владеет Ольга Микитенко? Я не хочу отступаться, потому что чувствую поддержку людей, представляющих искусство страны: я говорила с Анатолием Соловьяненко, с Марией Стефьюк у нас очень хорошие отношения.

МОЕГО ДЕБЮТА В АМЕРИКЕ ЖДАЛИ

- Каковы результаты вашей поездки в Хартфорд?

Я получила предложение от репетитора Метрополитен-опера Джоан Дорнеман, которая занималась с Паваротти, Доминго, Миреллой Френи, Монтсеррат Кабалье подготовить партию Медеи из оперы Керубини. Ее не исполнял никто сто лет до Марии Каллас, и после ее смерти никому это не удалось. Летом мы будем работать в Израиле, где она проводит мастер-классы. Сейчас в Америке идет борьба между агентами. Мой представитель не отходил от нас ни на шаг, не давал никому подойти, строго следил, чтобы мы ни с кем не знакомились.

-- Не обращались с вами, как с представителями страны "третьего мира"?

-- Вначале -- да. Они привыкли к тому, что люди из Восточной Европы бедны, им можно предложить что угодно, выжимая из них пот и кровь. Я сразу заявила, что за три копейки петь не буду. И что вы думаете? Они пошли на все условия.

На спектакль в Коннектикут Опера приехала семья прежнего посла США в Украине Уильяма Миллера, американские друзья из Ротари-клуба, Джон Шморгун с женой Тусей. На прием после второго спектакля пришли представители украинской громады, принесли большой букет цветов. Это было очень приятно. В газетах писали, что моего дебюта ожидали больше, чем выступления Марка Ракера, которого любит вся Америка.

-- Расскажите, пожалуйста, как вам удалось получить квартиру в Киеве?

-- Ученые и деятели культуры, в том числе председатель правления СКУ Михаил Борисович Степаненко, написали письмо Президенту, а я -- его супруге, которая проявила просто несказанную материнскую заботу, долго занималась этим вопросом. Почему-то в театре считают, что я забрала квартиру, которую ждут "очередники" по 20 лет, но на самом деле квартира была "именная", есть решение горадминистрации "по письму", подписаному Президентом. В отличие от них, министр культуры и его заместители не были ни на одном моем спектакле и не знают меня в лицо.

P.S. Как стало известно, дирекция театра объявила Ольге выговор с непонятной формулировкой: "за выступления в прессе и на телевидении". Разобрались... Тем не менее сегодня в Национальной опере -- опера Джузеппе Верди "Травиата", в главной партии -- Ольга Микитенко.