1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №140 (395) за 30.07.99

ВАЛЕРИЙ ШМАРОВ: "ПРОСТО ВКАЛЫВАТЬ -- ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ..."

Жизнь похожа на шахматную партию. Казалось бы, поле у всех одинаковое -- 64 клетки. А вот возможности -- разные. Одни обречены двигаться маленькими шажками, другие летают, но только по черным либо белым диагоналям... И только фигура фигур -- ферзь имеет право передвигаться, как все фигуры вместе взятые. Но всемогущество ферзя не в том, что ему дано больше других, а в том, что другим дано меньше...

Моему собеседнику, депутату ВР, президенту Ассоциации государственных предприятий авиационной отрасли, Валерию Шмарову жизнь предоставила уникальные возможности, проведя по всем клеточкам и вертикалям: регулировщик аппаратуры, директор завода, вице-премьер министр, первый гражданский министр обороны...

-- Валерий Николаевич, талантливых людей много. А, как думаете, почему судьба выбрала именно вас?


-- Жизнь, как правило, выталкивает, выводит наверх людей, которые динамично себя ведут. А я всегда занимал активную жизненную позицию. В советское время, во всяком случае, это ценилось. Наверное, потому и стал директором предприятия. Мне очень интересные дела поручали, я многое прошел и повидал и в то время, и в это.

-- Наверное, трудно нести двойную нагрузку, совмещая и депутатскую работу, и руководство "Укравиапромом"?

-- Нагрузку я себе не снижаю. Депутатская работа, действительно, отбирает много сил и времени. Ежедневно приходится, грубо говоря, "перерабатывать" несколько килограммов бумаги: просмотреть документацию, вникнуть, изучить проекты... Вести законотворческую деятельность, советовать, вырабатывать позицию -- это, безусловно, очень важно, но... Все же эту работу нельзя сравнить с той, за которую отвечает конкретный исполнитель: будь то премьер-министр, министр отрасли и т.д.

С одной стороны -- это ежеминутная ответственность, а с другой -- каждый может бросить в тебя камень, поскольку все происходит на фоне серьезных "негараздів". Когда я был министром обороны, то какие проблемы имел? Питания, жилья, тепла не хватает, одеть людей не во что... Бюджет -- 30 процентов от того, что нужно, а, как говорит наш Мороз, "їсти треба три рази на день". Кормить же нечем. И вот нечем, нечем, нечем плюс этот негатив, действительно, порождает усталость. Ты делаешь тройное сальто, лезешь из шкуры, а в общем-то сделать ничего не можешь... Ну а в парламенте, какая ответственность? Опять-таки -- "загальна". Я это говорю, как человек, прошедший и то, и это...

В советское время -- работая и заставляя работать других -- ты чувствовал поддержку государства: тебе обеспечивали условия для того, чтобы в сверхкороткие сроки ты выполнил задачу. И ты видел результат: появлялись новые ракетные комплексы, космические аппараты, орбитальные станции. Я говорю об этом, потому что в этой области мне довелось работать всю жизнь. Уставали, хотелось выспаться, не высыпались. Но никогда в жизни не было такой усталости и ощущения, что все осточертело, "не могу", "не буду". Такого пессимизма не было. Это абсолютно две разные усталости... Нынешняя -- оттого, что живем в неуравновешенном обществе. Плюс постоянный негатив.

-- Ну, почему только негатив?.. В отрасли, к которой вы имеете самое непосредственное отношение, много и позитива: одновременно к серийному выпуску подготовлено три (!) самолета. Ни одна из стран, входящих в первый десяток мощнейших производителей авиационной техники, не может похвастаться такими результатами...

-- Это, действительно, уникальное обстоятельство, поскольку мы живем в обществе, где государственная инвестиционная политика не то чтобы сдержанная, а фактически отсутствует... Почти ничего не финансируется, а самолеты -- возникают!

-- Почему-то вспомнила слова одного поэта, адресованные авангардистам: "Я допускаю, что стихи могут быть без ритма, без рифмы, без смысла, но не надо, чтобы все сразу в одном стихотворении..." Как из ничего могут возникать самолеты? Тем более, что самолетостроение -- одна из приоритетнейших отраслей нашего государства.

-- В программе действий правительства наша отрасль, действительно, семь раз упоминается как "провідна галузь". Жаль, что она не стала "провідною" в бюджете.... Скажем, национальная космическая программа скудно, но все-таки финансируется -- в бюджете есть отдельная строка. Самолетостроение таковой не имеет.

В основном финансирование осуществляется за счет дополнительных внебюджетных программ предприятий -- участников проекта. Занимаясь коммерческой деятельностью -- авиационными перевозками, в частности, АНТК им. Антонова зарабатывает на проведение конструкторских испытаний Ан-70, его сертификации и т.д. Это наше счастье, что в авиапромышленности существует такое понятие, как отраслевой патриотизм, не позволивший погибнуть этим программам.

-- Сейчас на рынке авиастроения большая конкурентная борьба. Какие страны будут покупать наши самолеты?

-- Если говорить об Ан-140, то это наиболее удачный рыночный самолет. Он заменит на авиалиниях Ан-24, который закрывал большое пространство в СНГ и в мире. Украина -- тоже рынок: страна-производитель обязана покупать свою продукцию, в противном случае она не имеет права на этот рынок выходить. В правительстве уже принято решение -- для украинских авиалиний закупить первые самолеты Ан-140.

-- Если не ошибаюсь, речь идет о пяти самолетах...

-- Была цифра -- четыре, хотя и в нее я не верю. Денег ведь нет, а призывами "намагатись, спромогатись", как вы понимаете, самолеты не продаются... В Ан-140 заинтересован Ближний Восток. Наши самолеты Ан-24 и Ан-26 летают в небе Индии, Пакистана, Афганистана, Китая, Южной Америки, Кубы. Эти страны имеют "антоновскую" материально-техническую базу, опыт эксплуатации наших машин, и перейти на Боинги для них -- дорогое удовольствие. Значит, это рынок и для Ан-140. Например, такая авторитетная страна, как Иран купила документацию на этот самолет и уже интенсивно готовится к его производству. Сначала это будет смешанная комплектация, в которой будут задействованы Украина, Россия, Иран. Потом все локализуется в Иране (во избежание зависимости, все наши восточные друзья стремятся создавать автономные производства)...

-- Сейчас у всех на слуху Ан-70. На ваш взгляд, каковы перспективы у этой машины?

-- Головокружения типа: "Самолет хороший, купят!" -- быть не должно. Будь он хоть трижды золотой, не стоит забывать, что мы имеем дело с высокоразвитыми странами, мощнейшими производителями авиационной техники. Значит, следует быть объективным в оценке перспектив его продвижения на европейский рынок. Условий, противоречащих стратегии в отношении загрузки рабочих мест на предприятиях, там стараются не создавать. Поэтому одним из удачных вариантов решения проблемы было бы создание международной кооперации. Если бы мы нашли правильную схему разделения пропорций, которая бы удовлетворяла всех участников кооперации, думаю, это был бы наиболее трезвый подход к воплощению данного проекта. В этом русле сейчас идут переговоры с европейцами.

-- И какова же будет "пропорция" Украины?

-- Если бы мы кооперировались только с Россией, я бы сказал, что это -- 50 на 50. Но с Европой придется хорошенько пободаться. Получить при разделении труда хотя бы половину трудоемкости -- уже неплохо: это значительная загрузка для наших предприятий.

-- То есть о покупке самолета, который не только хорош, но и еще и дешев, речи не идет?

-- Только, пожалуйста, не стоит ставить акценты в плане -- дешевизны... Вы же женщина, и знаете, что, если купите платье за 5 долларов, то и носиться оно будет на 5 долларов. А купите за 50 долларов -- соответственно на пятьдесят его и относите. Не стоит культивировать на рынке мысль, что Ан-70 -- дешев. Да, в силу того, что в советское время у нас были заделы, цена труда у нас, к сожалению, ниже, и самолет получился дешевле, нежели европейские или американские аналоги. Впрочем, я не прав -- аналогов он не имеет. Пока. Существует на бумаге самолет, проектируемый европейским авиационным содружеством "ЕвроФЛА". Думаю, что по мере его приближения к металлу (а во время изучения нашего самолета европейцы его буквально прощупали) он станет весьма похож на Ан-70... Самолет наш, действительно, уникален, но, повторяю, есть масса механизмов, которые необходимо учитывать.

-- Валерий Николаевич, вы говорите о проблеме государственного финансирования, но, возможно, уже не те времена, чтобы государство "вело за ручку" каждую отрасль в отдельности. Настало, наверное, время самим зарабатывать?

-- Что касается проблем -- в этом плане я давно перегорел: в своем секторе мы сами крутим педали, не ожидая манны небесной. Но... Развитость экономики державы определяется наличием высокотехнологичных наукоемких отраслей. Брать под крыло лидирующие отрасли необходимо, поскольку для их развития нужны оборотные средства. Скажем, каков был финансовый механизм в советское время? Давали кредит под нормальные, а не дикие проценты, который и вкладывался в производство. А у нас банковская система в интересах народного хозяйства не работает. Все с надеждой взирают на дом правительства: дайте денег! Но там денег нет...

-- Так и хочется спросить, где же все-таки деньги?! Вот и банки тоже жалуются, что денег нет и им сложно работать...

-- Давайте пойдем в любой банк и на любой завод и сравним, где сложно. Ведь есть же критерии оценок, позволяющие выяснить: насколько сложно жить в банке и на заводе...

А насчет того: "Где же деньги?" Ведь вы же взрослая... Даже получая осколки пикантной информации, можно частично ответить на этот вопрос. Просто это не тема нашего разговора...

Вот сейчас Президент подписал Указ о создании специального режима инвестиционной деятельности по Харьковской области. Документ должен пройти ратификацию в ВР.
Там оговорены такие вещи, как освобождение от въездной пошлины, от налога на прибыль и т.д. Очень разумный документ. Такие проекты дали бы нам возможность за пятилетку внести ренессанс в народное хозяйство на примере такого мощного региона, как Харьковский.

-- Валерий Николаевич, сегодня найти реальные рынки сбыта все равно, что открыть предприятиям "второе дыхание". Насколько мне известно, именно вы стояли за многими выгодными заказами, которые получили харьковские заводы?

-- Я был избран в ВР по самому индустриальному округу Харькова. В меру своих скромных сил и возможностей, по каждому предприятию пытаюсь решать практические задачи: где поддержать финансово, пролоббировать его интересы (думаю, что это не ругательное слово), занимаюсь поиском рынка, вопросами координации, кооперации. В Харькове уникальные заводы, и необходимо сберечь их возможности, создав ряд предпосылок, приняв меры для того, чтобы эти предприятия работали. Но что происходит на деле? Скажем, пройдя конверсию, заработали велосипедный и станкостроительный заводы -- и тут же, как коршуны, их начали клевать различные карательные инспекции. Если бы не вмешательство, то производство остановилось бы. То есть различные фискальные органы не дают работать. Значит, правила игры неправильные, и их надо менять.

-- У меня такое впечатление, что мы летим в самолете, которым управляет автопилот. То есть в случае катастрофы -- кто виноват? -- не может выяснить никто... Законодательная власть обвиняет исполнительную и наоборот...

-- Видите ли, что на дело накладывается... Мы сели в этот самолет и начали строить свое "незалежне" государство, абсолютно не имея понятия о его экономическом образе, о балансах, не зная своих ресурсов, поскольку вся достоверная информация была в Москве. У нас же -- только эмоциональные крики вроде: "ми годуємо всіх, будемо годувати Європу і разбогатіємо всі..." Но, как оказалось, наши ресурсы и балансы совсем иные. Например, уже буквально через два года нашей независимости мы поняли, что есть очень мощный рычаг управления нашей безопасностью и независимостью, образно говоря -- нефтяной кран, который открывается и закрывается, увы, помимо нашей воли.

Не сформулировав ничего толком, кроме формальных определений типа: "ми незалежна і нейтральна держава, яка не має ворогів", мы не сформулировали предметно и внешние экономические векторы направления своей деятельности. У нас "багатовекторна" политика? Не бывает так. "Багатовекторной" политики на 360 градусов нет даже в Швейцарии, где аккумулированы деньги всего мира. Поскольку одних денег там больше, а других меньше... Ну и масса других вещей...

-- Валерий Николаевич, хороший политик умеет извлекать пользу даже из своих неудач. Лично у вас какие-то серьезные ошибки были?

-- Видите ли, я подходил к работе, как советский директор -- надо вкалывать! И хотя люди мне говорили только "спасибо", если взять мою работу в Украине с 1992 года, но... Сейчас я бы так работать не стал.

-- Почему?

-- Потому что в верхних эшелонах идут совсем другие процессы. И рождаются другие ценности. Я тоже думал, что если я буду много работать, решать проблемы и предъявлять дело -- это и будет главной оценкой моего труда. Оказывается -- это очень ошибочно. Поскольку надо постоянно видеть и понимать все взаимосвязи, кадровые расстановки: кто с чего живет, откуда взялся, зачем пришел... А я исходил из интересов дела, да и некогда было отвлекаться на какие-то интриги... Увы, на деле, моя позиция -- слон должен идти -- оказалось не абсолютной...

-- Но отвлекаться на всякие интриги, это означало бы изменять самому себе?

-- Но знать это нужно, если хочешь сохранить дело. Может быть, в этом и состоит и умение, и взросление, и нужно было через это пройти. Помните в фильме "Змеелов" у героя была тетрадочка, где он нарисовал схему всего паучьего клубка. Такая тетрадочка должна быть. Потому что, если ты не понимаешь, кто есть кто в политике, не понимаешь, на какие деньги живут коммунисты или социал-демократы, кто в правительстве отстаивает их интересы, кого они продвинули, кто сел на какие программы -- нечего лезть в эту сферу. Я часто был наказан, поскольку не понимал важности этих критериев. Наверное, это была одна из моих ошибок. Но, может быть -- не самая страшная моя ошибка...