1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №84 (339) за 08.05.99

ПОГРАНИЧНОЕ СО-СТОЯНИЕ

Жесткий контроль, но не с помощью километров "колючки", максимальное число пунктов пропуска на границе, комфортабельные условия для тех, кто ее пересекает, -- таковы представления всех сопредельных государств о том, какой должна быть граница, -- "открытой, но контролированной". Так что, глядишь, вскоре и наши суровые девушки на КПП, станут, подобно своим западным коллегам, одаривать путешественников улыбками...

ПРО ДЕНЬГИ

С первых же минут пребывания во Львове в управлении Северо-Западного направления Погранвойск Украины стало ясно, что пока пограничникам не до улыбок. По словам начальника финансового отдела управления Антона Здановича, за 4 месяца прошлого года зарплата не выплачена. За этот год тоже есть задолженность. В целом финансирование осуществляется в пределах 30--40 процентов утвержденного бюджета, и в ближайшее время улучшений не предвидится. А ведь пограничники работают с утра и до утра -- войска в постоянной боевой готовности, и такое понятие, как "выходной", напрочь отсутствует.

Одна из проблем -- обеспечение военнослужащих продовольствием. Неоценимую помощь в этом оказывают колхозы, предприятия, районные администрации. "Сейчас ввели систему взаимозачетов, где задолженность оформляется по векселям, -- рассказывает финансист. -- Но и здесь сложности: при оформлении векселя поставщик должен заплатить Укрспецминфину за услуги "живыми" деньгами. Которых, как правило, нет. В прошлом году такого условия не было, поэтому работа шла веселее. Правда, в этом месяце нам повезло -- сработали по векселям больше, чем на миллион гривен!".

И все же -- это не решение проблем: денег не хватает ни на закупку горючего, ни на приобретение вооружения, ни на обустройство границы.

Из беседы делаем вывод. Нынешнее финансирование -- это рубеж, за которым может последовать только одно: разрушение системы охраны границы и, как следствие, подрыв безопасности государства.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ

Для пограничников -- это нелегальные мигранты. Сегодня Украина, оказавшаяся в центре миграционных потоков, выступает в роли своеобразной буферной зоны между Западной Европой и государствами третьего мира. Стремясь на Запад, многочисленные отряды нарушителей пытаются пересечь границу. Бизнес на почве нелегальной миграции ныне такой же прибыльный, как и торговля наркотиками.

Граждане Китая, Индии и Шри-Ланки получают поддельные паспорта в Сингапуре и Гонконге. Представители государств Ближнего Востока традиционно решают вопрос с "оформлением" документов в Ливане и Турции. Жители Пакистана, Ирана, Бангладеш, не имея возможности получить в своих странах заграничные паспорта, выезжают в СНГ. Они хорошо проинформированы о том, что тут существует довольно развитая индустрия торговли поддельными документами. Центр "бизнеса" -- Москва. Посредниками, как правило, выступают иностранные студенты, обучающиеся в вузах и имеющие связи в ОВИРах Российской Федерации.

Достаточно купить туристическую визу -- и "путешественники" в Украине. Здесь их легализации содействуют различные землячества и просто желающие подзаработать. При такой поддержке целые группы иностранцев беспрепятственно преодолевают сотни километров, проходят проверку работниками государственных контролирующих органов на автотрассах, железных дорогах. Довольно часто поездные бригады закрывают в купе большие группы мигрантов, доставляя их к пограничной зоне.

С начала года на западной границе задержаны уже 3 тысячи 87 нарушителей госграницы, из них -- 1 тысяча 738 нелегалов. Командующий Северо-Западного направления Погранвойск генерал-лейтенанта Николай Йолтуховский так прокомментировал ситуацию: "Теперешнее состояние дел в первую очередь связано с отсутствием ограничений на выдачу въездных виз иностранцам из регионов--поставщиков нелегальных мигрантов. Именно это обстоятельство вынудило Госкомитет по делам охраны государственной границы выйти с инициативой к правительству о нормативном усовершенствовании приграничного режима. Кабмин поддержал эти предложения и мы, наконец, получили долгожданные постановления -- "О пограничном режиме" и "О контролированных приграничных районах". Они не задевают интересов жителей приграничья, существенно ограничивая лишь возможности нарушителей действующего законодательства".

Пока же ехали на КПП "Шегини-авто", словоохотливый начальник пресс-службы Погранвойск Северо-Западного направления подполковник Владимир Бужан потчевал нас "пограничными" историями...

"...Было это зимой. Наряд из двух пограничников увидел 20 индусов, которые пробирались к границе. Наши ребята надели на головы капюшоны и тихонько пристроились к колонне. Заметили их, когда проводник, разорвав проволочный забор, стал считать: "Первый, второй..." На цифре "двадцать первый, двадцать второй" споткнулся: "А вы, друзья, лишние". Пограничники им в ответ: "Мы как раз здесь не лишние..." Индусов отправили в приемник-распределитель, проводника -- на скамью подсудимых. И что вы думаете? Парня оправдали: дескать, подзащитный любил гулять по лесу, смотреть на звездное небо -- такая вот поэтическая натура..."

Особые хлопоты нелегалы доставляют пограничникам Мукачевского, Львовского и Луцкого погранотрядов, где нарушители задерживаются практически ежедневно. В Мукачеве уже разбит целый палаточный городок, в котором живут 200 мигрантов. Живут целыми семьями... за счет пограничников: питаются регулярно, как и солдаты, три раза в день. Был случай, когда задержанная в начале года группа нелегалов из 150 человек за сутки "съела" весь месячный запас продовольствия заставы...

БУДНИ

КПП "Шегини-авто" был построен в 1972 году. Двадцать лет назад его пропускная способность -- 800 автомашин и 100--150 автобусов -- казалась уникальной. Сегодня через "Шегини" проходит около 2000 автомашин в сутки. "Это все равно, что в литровую бутылку пытаться влить два литра воды, -- оценивает ситуацию начальник КПП подполковник Игорь Токовой. -- Ведь не мною придумано, что на каждого гражданина нужно затратить хотя бы минуту: посмотреть паспорт, поставить штамп". Если количество транспортных средств увеличилось -- нужны и дополнительные силы. "А где их взять? -- жалуются пограничники. -- Как только образуется очередь -- сразу кричат: "Бездельники!"

Сейчас все надежды на реконструкцию пункта пропуска, которая идет полным ходом за счет Государственной таможенной службы и местного предпринимателя пана Богдана Турчина.

По словам начальника КПП, в этом году участились случаи нарушений границы по поддельным и чужим документам. "Работа выполнена настолько тонко, что опытнейшие контролеры с трудом обнаруживают подделку. Если это травление, то, наверное, целые химические лаборатории над ним потрудились: даже с помощью приборов спецтехники его сложно заметить. Переклеивая фото, нынешние "умельцы" научились восстанавливать и элементы защиты документа. Так что соответствующим министерствам не мешало бы подумать, что можно сделать для защиты нашего паспорта", -- итожит Игорь Борисович.

Впрочем, "совершенствование мастерства" происходит параллельно. Приятно, что наши пограничники отнюдь не выглядят неандертальцами на фоне "криминальных талантов". В пункте пропуска уже установлена автоматизированная система паспортного контроля, работники КПП оснащены современными радиостанциями фирмы "Кенвуд".

"Что касается бытовых проблем, то мы пока не жалуемся. Госкомграница не бросает нас на произвол судьбы. Обмундирование получили, задолженность по зарплате за прошлый год нам практически выплатили, тринадцатую вот начали выдавать", -- сказал на прощание начальник КПП "Шегини-авто".

...Говорят, что такого пункта пропуска, как "Краковец", даже в Европе нет. Он действительно приводит в изумление своей роскошью... особенно на фоне бюджетных задолженностей и прочих экономических проблем. Государство на это строительство денег не пожалело. Возможно, и правильно: ворота страны должны быть оборудованы так, чтобы и нарушителя не прозевать, и перед соседями не было стыдно.

Польские соседи -- метрах в пятидесяти. В основном поток грузов идет с нашей стороны. "Рабочая неделя пограничников -- 41 час, но у нас она порядка 70 часов, -- говорит начальник отделения "Краковец" капитан Александр Кордас. -- Люди работают в две смены, поскольку через нас идет львиная доля выездов. Если возникает необходимость, работу контролеров выполняют офицеры, сам подключаюсь".

Все организовано очень толково -- пограничники машины досматривают тщательно, но довольно быстро, и паспорта проверяют без особых задержек. Поразительно, но, несмотря на обильный поток пассажиров и транспорта, на Краковце очередей нет вообще...

Кстати, как поведали нам в частной беседе, родители начальника КПП -- весьма состоятельные люди: владеют громадной торговой площадью в Хмельницком, имеют мощнейший торгово-закупочный капитал.

Пограничники рассказывали: "Мы ему удивляемся: "Что ты за эти войска держишься? Бросай -- ведь все у тебя есть!" А он: "Вот нравится -- и все! Люди, с которыми работаю, взаимоотношения, служба нравится..." Прямо типичный Верещагин из "Белого солнца пустыни!"

Как выяснилось, на КПП солдат срочной службы почти нет. Принимают контрактников. Мечтающих облачиться в форму с зелеными погонами довольно много. Стремление объясняется просто -- вокруг работы нет, армия же, как ни крути, величина стабильная, и зарплату там, хоть и с задержками, но все же выплачивают. Правда, в Погранвойсках к контрактникам относятся с опаской -- слишком "завязаны" на местных, для которых граница -- своеобразная работа. С раннего утра только возле международного пешеходного пункта пропуска "Шегини" выстраивается очередь -- человек пятьсот. Поляки разрешают провозить 10 пачек сигарет, две бутылки водки, которые тут же сдаются на польском базаре. Ходи хоть каждый день... Что, собственно, и делают. В Венгрии, к примеру, наша солярка по 49 копеек -- стоит доллар. Раньше оттуда везли технику, стоившую у нас в два-три раза дороже. Дома, чем ближе к границе, тем шикарнее. Бизнес в приграничье -- дело выгодное.

"Останавливайтесь у нас: с 8 до 10 вечера горячая вода подается", -- похвалились нам в Мостиской-1 в отделении пограничного контроля ОКПП "Прикарпатье". Горячая вода в приграничье -- роскошь. Даже если по цвету она больше напоминает кофе... Трубопроводы давно требуют замены, но денег на новую систему нет. Нужно же всего ничего -- 300 тысяч гривен. "В прошлом году стараниями мэра изыскали 8 тысяч гривен, что позволило поддержать систему в рабочем состоянии", -- поведал нам зам. начальника ОКПП "Прикарпатье" полковник Артур Игнатов.

В трубопроводах воды нет -- зато вокруг ее в избытке: каждый год 108 дворов затапливается. Государство пострадавшим от стихийного бедствия средств не выделяет, вся помощь -- на плечах командования части.

"Раньше, когда служил в Средней Азии, -- вспоминает полковник Игнатов, -- бывало, награждаем какого-нибудь чабана денежной премией за помощь, а он -- недоволен. Ему приятнее грамоту или значок какой-то получить. Сейчас люди просят: "Вы в качестве вознаграждения хотя бы часть задолженности по зарплате выдайте...". Что тут скажешь -- люди не просят что-то "сверх", а только кровно заработанное. В кассе же -- ноль копеек".

Что же касается вознаграждения, то 50 гривен материального поощрения в Погранвойсках -- сумма огромная. Смешно, но в Венгрии, к примеру, если работник на канале доказал, что, скажем, машина краденая, -- то от международной страховой компании он получает премию в 5 тысяч долларов... Дальнейшие сравнения тоже не в нашу пользу: оклад начальника КПП у польских соседей -- 700--800 долларов, зарплата украинского -- 460 гривен... Как говорится, комментарии излишни.

"Сейчас как-то стыдятся говорить о патриотизме, -- философствует Игнатов. -- Но стыдиться не должны -- на патриотизме людей Погранвойска и держатся".

...Иногда пишут о "прозрачности" наших границ. "Спиртовикам", попытавшимся провезти на днях тонну спирта через пункт пропуска "Шегини", они таковыми не показались. Практически каждый день на КПП -- два-три задержания контрабанды, ежедневно задерживают одного-двух нарушителей границы.

4 мая этого года исполнилось 7 лет со дня создания управления Северо-Западного направления. Как свидетельствуют цифры, с 1993 года на северо-западных рубежах задержано около 72 тысяч нарушителей, из них -- более 24 тысяч нелегальных мигрантов, изъято контрабандных товаров на сумму 18 миллионов 143 тысячи 507 гривен, около 7 тонн наркотических веществ, 700 единиц оружия...

К сожалению, количество задержаний растет сообразно уменьшению финансирования. Сколь долго государство может держаться на патриотизме своих защитников -- вопрос сугубо риторический... А ведь государство на пограничников деньги не тратит -- оно их вкладывает. Средства, выделенные Погранвойскам сегодня, завтра избавят страну от колоссальных убытков, которые наносят ей контрабандисты. Представьте себе пропускной пункт, справа и слева от которого никем не охраняемая граница. Кто же через него пойдет и станет платить подати?