1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №14 (269) за 26.01.99

У БЕНЗИНОВЫХ РЕК, НА ЗОЛОТЫХ БЕРЕГАХ...

"Крутые" парни залили в свои "бимеры" высокооктановый 95-й, но уже на следующий день делали заправщику "предъяву". В словесной она была форме или более
"действенной", но после этого случая и хозяева моторок с ближайшей лодочной станции на время перестали мучиться с неожиданно глохнущими двигателями. Впрочем, "лафа" с похорошевшим бензином продолжалась недолго...

Увы, складывается впечатление, что едва ли не перманентное повышение стоимости бензина странным образом сопровождается уменьшением его октанового числа. Я решил проверить эту догадку, обратившись к знакомому сотруднику одной из не последних киевских заправочных фирм.

-- Все очень просто: бензовоз сливает нам около полутора тысяч литров 95-го бензина. И добавляет себе то же количество 76-го. А после продает эту смесь с немалым "наваром". Есть и другие приемы: "зимнее" дизтопливо подменяют более дешевым "летним", вместо высокооктановых марок бензина используют газолин (нечто среднее между сжиженным газом и бензином). Проверенный способ "накрутить" -- поставить под "пистолетами" емкости и слить собравшуюся в них смесь бензина и солярки (а за день набирается до 40 литров) в колонку с 95-м. Отечественные двигатели более выносливы, а вот "иномарки" эксперименты с горючим переносят мучительнее.

-- Как отражаются такие "опыты" на отношениях с клиентурой?

-- Если кто и предъявит претензии, то наша "крыша" его предупредит, и он уже больше не появится.

-- Неужели у вас не бывают проверки, не берутся пробы топлива?

-- А, проверяй -- не проверяй... Навестили нас как-то налоговики, такие все из себя
"крутые", и обнаружили в кассе неучтенные деньги. Заправку "арестовали", бензовозы -- тоже. Позвонили мы боссу, тот приехал, успокоил: "Пацаны, все нормально, продолжайте работать." И действительно, вскоре вернулись наши проверяющие, явно не в себе, -- с извинениями и обещаниями впредь не только не проверять, но и опекать.

-- Сколько вашей заправке удается "наварить" за день?

-- Около 3--4 тысяч гривен. (Замечу, это не самая крупная заправочная фирма в Киеве --
А. Е.).

Продолжить свое мини-исследование я решил опросом водителей--профессионалов.

Водитель Саша: "Я так скажу: уважающая себя фирма никогда не станет "бодяжить" с бензином, а некоторые, следя за имиджем, вообще ставят спецфильтры, благодаря чему топливо заливается практически рафинированным. Шансов нарваться на неприятности больше на заправках, расположенных на отшибе: на окраинных трассах, окружных дорогах -- словом, там, где постоянных водителей мало и "предъяву" они сделать не могут. Вообще, заправляться лучше в одном месте, где тебя знают как постоянного клиента".

Водитель Олег: "Действительно, 95-й бензин нередко подменяют газолином. Это очень летучая жидкость. Когда-то самые дорогие марки горючего наполовину состояли из газолина, однако это себя не оправдало: из-за летучести октановое число быстро понижалось. А работа двигателя на низкооктановом горючем сразу же отражается на потере мощности и приводит к скорейшему износу двигателя. Однажды, когда я еще работал автослесарем, ко мне обратился водитель машины с министерскими номерами, пожаловался, что двигатель "не тянет" и предположил, что его чем-то не тем заправили. Проверили -- точно: по запаху -- явный газолин. Тут же министерский "водила" связался со своим шефом, а вскоре нечестная заправка закрылась".

Но не у всех же шефы -- министры. Куды бедному водителю податься, если его объегорили с горючим?

В Украинской ассоциации защиты прав потребителей меня ждало разочарование. Оказывается, эта общественная организация не имеет права что-либо проверять. Стоп, так каким же образом она защищает потребителя? На этот вопрос милый женский голос юриста Ассоциации (назвавшийся "просто Ольгой"), ответил, что "мы можем только оказывать юридическую поддержку в суде, а право что-либо проверять имеет государственная структура, а именно -- Госкомитет по вопросам защиты прав потребителей, с которым мы тесно сотрудничаем". Словом, узкая специализация: одни -- за руку хватают, другие -- засудить помогают. Напоследок любопытствую, часто ли случаются процессы, связанные с недоброкачественным бензином. "Вообще-то я здесь уже три года,-- ответствует юрист, -- но таких пока не было." Словом, все хорошо.

Ревизоры из Киевского управления Госкомпотребзащиты отнеслись с пониманием: "Результаты за 9 месяцев прошлого года подойдут?" "На безрыбье и рак..."-- вздыхаю, ведь наиболее интересны, естественно, результаты итогов последнего, кризисного периода. Тем не менее 78 заправочных станций, проверенных столичным управлением совместно с налоговой полицией дали любопытный результат: более 200 тысяч литров бензина пришлось забраковать как не соответствующие заявленному октановому числу. Впрочем, мошенники потеряли в общей сложности каких-то 34 тысячи гривен, что, разумеется, несопоставимо с их "прибылями". Особо "отличились": АЗС ООО "NMT", ЗАО "Дефанс", АЗС Украинско-немецкого СП ООО "Комекс". Что интересно, некоторые заправщики и их руководители пытались оказывать сопротивление проверяющим.

Кстати, "в случае чего" обманутому гражданину -- прямая дорога в местное управление Госкомпотребзащиты. Вот только правдоискателей пока -- не густо...

P.S. Верховная Рада, рассмотрев законопроекты "Об особом торговом патенте на торговлю высокооктановыми марками бензина" и "Об изменениях в законе "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", объединила их в один -- "О патентовании розничной и мелкооптовой торговли бензином", устанавливающий стоимость торгового патента, и приняла его в первом чтении. Стоимость торгового патента на территории Киева и областных центров для высокооктановых марок бензина -- тысяча гривен, а для 72-го, 76-го и 80-го -- 400. Зато на территории Севастополя и городов областного подчинения стоимость патентов вдвое ниже, а в райцентрах -- всего 20% от упомянутых ставок.