Выпуск газеты Сегодня №132 (387) за 20.07.99
"ЗА РАССКАЗЫ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЖЕНЩИНАМИ Я БИЛ ДАЖЕ СВОИХ ДРУЗЕЙ"
Друзья его любят за талант, остроумие, отзывчивость. Сам он любит женщин, нисколько этого не скрывает и немножко иронизирует по поводу своей слабости. Автор интервью любит Шиловского за утверждение, что ваша покорная слуга похожа на Симону Синьоре ("Симоночка!"). И ведь прав!
"МНЕ 60 ЛЕТ -- НИКТО НЕ БУДЕТ МНОЮ РУКОВОДИТЬ"
-- Всеволод Николаевич, помнится, в прошлом году вы собирались снимать фильм. Собрались?
-- К сожалению, затея накрылась. Это должен был быть многосерийный фильм "Курортный роман": каждая серия -- это отдельная история, которая происходит в одном из санаториев. Сценарий -- блестящий. Его писали Инин, я, Сережа Никоненко, Алла Сурикова и многие другие. Между прочим, прекрасная роль была написана специально для Пуговкина: на его 75-летии я официально пригласил его на съемки со сцены. Михаил Иванович отреагировал блестяще: (Тихо, через паузу) "А когда аванс?".
-- Жаль, что с режиссурой на сей раз не сложилось. Вы сейчас снимаетесь где-то?
-- Да, работаю в трех фильмах: в польском играю генерал-полковника ФСБ, у Таланкина в "Козе" и в 16-серийной картине Юрия Мороза по романам Ксении Марининой.
-- У Мороза вы, должно быть, генерала КГБ играете?
-- (Смеется.) Ну, характер! Полковника играю. А что делать? От Наполеона до полковника -- один шаг. (Шиловский блистательно исполнил роль Наполеона в фильме "Эскадрон гусар летучих" -- Н.В.).
-- Всеволод Николаевич, довелось мне не так давно читать в московской прессе, что вы хулиган: публично кричали на пленуме Московского союза кинематографистов на Никиту Михалкова. Что же вы не поделили с Никитой Сергеевичем?
-- Михалков хочет выстроить Союз "по вертикали". Но ведь когда развалился Союз кинематографистов СССР, российского Союза не было -- были московский и петербургский. И Москва, и Питер, фактически, учредили Российский Союз: мы им отдали все права, всю собственность, потому что понимали необходимость этого шага. А теперь Никита (хотя, мне кажется не столько он, сколько его советчики) пытается подчинить московский и петербургский Союзы российскому, сделать из них отделения -- то есть, чтобы даже пикнуть нельзя было. Поэтому я и сказал Михалкову на Пленуме: "Мною руководить нельзя. Кто меня, Шиловского, отдавшего 40 лет жизни искусству, может заставить быть в том или ином Союзе?! Кто меня может заставить -- я хочу посмотреть в глаза этому человеку." Никита попытался выступить без подготовки: "Все равно будет так, как я говорю. Что вы вцепились в свою собственность?". На что я ему из зала хорошо поставленным мхатовским голосом заметил: "Какая собственность? Все тебе отдали и ни на что не претендуем. Единственная просьба -- оставить нас в покое. Мне много лет, я сам выберу свою судьбу". Потом он перешел на другую тему: "А когда меня все московские газеты поливали грязью, никто из вас не вступился за меня". Я возразил: "Но ведь я вступился". И получил по заслугам: "Вам, Всеволод Николаевич, это зачтется". Я готов честно выразить свою позицию (и Михалкова действительно считаю большим художником), но я не готов вести себя, как Ванечка Охлобыстин: на съезде он сказал: "Кто не за Михалкова, тот или трус или подлец". Нормально, как ты считаешь? Такая вот чудовищная, лизоблюдская позиция.
"РАНЬШЕ АКТЕРЫ БЫЛИ ШТУЧНЫМ ТОВАРОМ"
-- Вы секретарь московского Союза. Ну, зачем вам вообще эта дурацкая "общественная работа"? Ведь вы же много снимаете и снимаетесь, кроме этого в мире существует много всего интересного...
-- Я пишу об этом много в своей книге, обязательно тебе подарю. Я тебя понимаю, ты думаешь: ему 60, он стар, он лыс -- чего он так держится за свое кресло секретаря Союза? А я тебе скажу: я просто выполняю свой долг. Скажи, почему раньше страна заботилась о своих актерах, писателях, художниках -- они были штучным товаром? А теперь... Поэтому то мы и собираемся, поэтому портим нервы...
-- Думаете, сегодня от вас и ваших собраний что-то зависит?
-- Убежден в этом. Можно все решать цивилизованным путем. Как только начинаются интриги, закулисные игры -- отношения становятся зверскими. Я сам это знаю по развалу МХАТа. Но когда мою жизнь пытаются решить без меня -- я тоже зверею. Поэтому иногда говорят: "У Шиловского плохой характер". А я позволяю себе роскошь иметь собственную позицию Чего мне бояться? Плевать. Самое страшное -- это смерть. А ремеслом я владею.
"РОДИНОЙ НЕ ТОРГУЮ!"
-- Но что-то ведь в жизни и профессии все же не удалось?
-- Я счастливый человек. Ты знаешь, что я ушел из МХАТа. Ефремов разделил труппу и предложил мне возглавить вторую половину. на что я ответил: "Родиной не торгую" -- и ушел буквально "в ночь". Сейчас думаю: я сам виноват в назначении Дорониной, потому что нужно было...
-- Надо было соглашаться с предложением Ефремова?
-- Ну перестань! Не может быть два МХАТа -- две России не бывает. Надо понимать значение этого! Сейчас вот вышла книга Смилянского, этого подонка, так вот в ней об Андровской 2 строчки, а о Гвоздицкой -- страница! И так вся книга. А про артистов, которые играли феноменальные роли -- ни строчки.
-- Ну сразу уже и "подонок"?
-- (Затихая.) У меня есть два больших недостатка -- вспыльчивость, но я быстро отхожу, и самоедство. Я хожу на все спектакли, которые мною поставлены, а потом снимаю шкуру, невзирая на "погоны". Такие вот маразмы у Шиловского. А все остальное у меня в порядке.
-- Говорят, что Ефремов уходит на пенсию, а вместо него приглашают Табакова, который пока не сказал ни да, ни нет.
-- Ефремов в свое время выгнав из театра 65 человек, пригласил на их место 102 человека. Если придет Табаков, он заберет огромную часть "своих", а труппу оставшихся возглавит Володя Машков. В итоге загубят оба театра. Табаков -- человек талантливый, но он никогда не был режиссером. Он не по этой части. Он ставит спектакли, как педагог в театральном институте. При этом он вырастил ряд замечательных мастеров, но это педагогика -- другая профессия. Слушай, Симоночка, ну что мы с тобой все о театре да о театре. Давай о чем-нибудь другом.
"Я ДАВНО УШЕЛ ИЗ БОЛЬШОГО СЕКСА, НО ИНОГДА ДАЮ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ"
-- Можно о другом. Всеволод Николаевич, 60 -- это все-таки не 25. Вы боитесь старости?
-- А в каких случаях вы даете показательные выступления?
-- (Долгий взгляд №36.) Только в одном: когда женщина очень нравится. Потому что боюсь: меня могут использовать как работодателя. Но любовь... ее ведь нельзя сыграть... Я тебе сто раз говорил, не морщь лоб.
-- Школьная привычка... Всеволод Николаевич, расскажите о семье.
-- У меня жена, дочь. Есть сын от первого брака.
-- А-а! Так вы многоженец?!
-- (Хохочет.) Первый брак был очень коротким. Раньше я думал, что женюсь один раз, даже не представлял себе, что могу развестись...
-- Значит, брак -- это отдельно. А любовь -- отдельно?
-- В принципе, да. Но главное, у любого мужика должна быть честь: какие бы ни были отношения у тебя с женщиной, об этом должен знать только Бог. Если ты кому-то об этом рассказываешь, то ты подлец. За это я бил даже некоторых своих друзей.
-- А вам разве никогда не хотелось похвастать своими победами?
-- Никогда. Мужики ведь любят посплетничать. Поэтому я всю жизнь дружу с женщинами.
-- Признайтесь честно, разве вы никогда не "использовали" женщин, которые зависели от вас профессионально? В артистическом мире служебные романы -- совсем не редкость...
-- Вот я пишу в своей книге, что до прихода Ефремова во МХАТе были романы, а с его приходом его блядство.
-- А сам Ефремов... как бы это сформулировать...?
-- Можешь не формулировать -- он аморален. Допустим, если речь идет о любимой женщине моего друга, у меня даже в мозжечке не возникнет мысль что-то с ней иметь, а для Олега таких проблем никогда не было. Переступил -- и пошел. А как потом в глазки смотеть-то?!
-- Но смотрит же.
-- Смотрит. Его проблемы. У меня другой девиз: "Не завтра умирать". У киношников есть эгоцентризм ("после нас хоть потоп"), я же воспитан театром.
-- И все-таки, использовали ли вы служебное положение режиссера с женщинами-актрисами? Вы же понимаете, что актриса -- очень зависимая профессия в отличие от ... журналистов...
-- (Дружный смех.) Ладно, мы же говорим честно. Была одна актриса, которая снималась в нескольких моих фильмах...
-- Она была вашей любовницей?
-- ... Даже не знаю. Ты вообще -- первый человек, кому я об этом говорю.Давай оставим это. В основном, когда я знаю, что женщина -- актриса, сразу выключаюсь.
-- Какие женщины вам нравятся?
-- Разные. Главное, чтобы они были талантливы. Просто постель -- это ужасно.
-- Есть люди в мире, которых вы за что-то не простили?
-- Я тебе говорил, что очень отходчив. Но есть несколько таких... В частности, моего ученика Женю Киндинова (главная роль в "Романсе о влюбленных" -- авт.) -- я вычеркнул из своей жизни и решение не поменяю, что бы ни произошло. Подробности я тебе расскажу, когда выключишь диктофон. К числу таких людей принадлежит и Ефремов.
-- Чего хотите для себя?
-- Симоночка, работать хочется. Хочу поставить "Царя Федора", у меня лежит прекрасный сценарий Виктора Мережко. Все время такое ощущение, что я ни хрена еще не сделал. Меня трясет от мысли об этом. Даже, не смотря на то, что бывает перебор:когда я снял 6 фильмов подряд -- заработал инфаркт. Взорвалось бедное сердце, не выдержало. Но я ведь не умею отдыхать: завидую тем, кто умеет это делать со вкусом, шикарно.
-- Нравится ли вам это время и вы в нем?
-- Да, мне интересно жить. За себя я рад, потому что не упал на дно, а как пресловутая лягушка, взбиваю сметану лапками.