1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (287) за 19.02.99

ЛУЧШАЯ СКРИПКА -- ИЗ СТАРОГО ШКАФА

Однажды пожилой скрипичный мастер вместе со своим другом отправился в Карпаты на поиски редкого, даже для территории бывшего Союза, дерева -- серебристого явора. Его древесина незаменима в скрипкостроении. Гуляя по лесу, разговорились с лесником и поспорили... об акустических качествах распространенных в горах пород. Видавший виды блюститель леса, сорок лет проработавший лесником, не верил своим ушам, когда услышал знаменитую песню "Маричка", исполненную на двух елях, как на ксилофоне. Позже из этой ели Роман Васильевич Кленцей изготовил скрипку, победившую на международном конкурсе инструментов, а в память об этом случае назвал ее "Маричкой".

Впервые я попал в мастерскую маэстро лет пятнадцать назад. С тех пор здесь практически ничего не изменилось: портрет Страдивари на стене, десяток дипломов и медалей; на отдельном стеллаже сохнет древесина -- целыми поленьями и срубами (на этот процесс, оказывается, иногда уходят десятки лет), на столе инструменты, предназначенные, скорее, для работы ювелира (больше всего меня поражали рубанки по 2,5--3 см длиной). Различные виды лаков и клея можно даже понюхать, а вот секрет их приготовления мастер держит в тайне.

За свою жизнь Роман Васильевич изготовил 90 скрипок, 60 альтов, 3 виолончели. На его инструментах играют во всем мире -- от Сахалина до Америки (не один выехавший из Закарпатья музыкант вывез с собой инструмент ручной работы). Но сегодня наш разговор с признанным в Европе экспертом и мастером, увы, не о его успехах, скорее о другом -- грустном.

-- По своему происхождению скрипка -- народный инструмент, а в семью музыкантов была принята только в начале XVI века. Тогда две итальянских школы (брешианская и кремонская) выработали совершенные образцы скрипок, которые до сих пор считают эталоном. Быстрая слава и уважение к итальянским инструментам побудили мастеров других стран Европы внимательно изучать, точно копировать и совершенствовать итальянские скрипки. И небезуспешно. Если бы сейчас все старинные известные скрипки, на которых есть итальянские этикетки, "сознались", какого они происхождения, это добавило бы славы французским, немецким, чешским мастерам, которые не только разгадали секреты итальянцев, но и поставили под сомнение непревзойденность итальянской школы.

-- Но мастера со всего мира до сих пор едут в Италию учиться. Значит ли это, что кремонцы считаются лучшими?

-- Все относительно. Даже в наше время далеко не на каждом состязании итальянцы занимают первые места. Бывают и курьезы. Например, на одном прославленном состязании инструмент Страдивари, который участвовал инкогнито, в рейтинге оказался только семнадцатым. И если на последнем Международном конкурсе имени Чайковского первое место по классу мастеров скрипок занял итальянец, то автором лучшего альта оказался немец, виолончели -- японец, по классу смычков первенство досталось представителю московской школы. Украинские мастера на этом конкурсе выступали индивидуально, национальную школу как художественное единение в творчестве мастеров не представляли по причине... ее отсутствия.

-- Насколько мне известно, сегодня на высшем европейском уровне работает около сорока украинских мастеров. А вы говорите об отсутствии отечественной школы.

-- Их экономическое и социальное положение таково, что самые талантливые и самые нетерпеливые ищут хлеб насущный за рубежом -- в Чехии, США, Германии, России, даже в Белоруссии.

-- Почему нет спроса на новые мастеровые струнные инструменты в Украине?

-- Во-первых, скрипичное мастерство процветает только там, где есть необходимость в высоком музыкальном искусстве, высокопрофессиональные исполнительские коллективы -- постоянно действующие и хорошо обеспеченные. Во-вторых, раньше инструменты изготавливались не только для концертной деятельности, но и -- в первую очередь -- для музыкальных школ. Сейчас на Украине нет фабрики струнно-смычковых инструментов -- Одесскую, одну из лучших в бывшем Союзе, ликвидировали. Дети обучаются на старых "фабричках".

-- Можно ли возродить школу струнных инструментов в Украине?

-- Первым делом нужно создать квалификационную комиссию, которая подготовила бы программу обучения скрипичных мастеров. Утвердив ее в Министерстве образования Украины, можно приступать к оборудованию научно-производственных мастерских и начинать обучение, создав таким образом первую в Украине школу скрипичных мастеров.

-- Смогут ли новые инструменты конкурировать со старинными?

-- Нет. Мне долго не удавалось сделать настоящую скрипку. Много экспериментировал, ходил в Карпаты -- подбирал древесину, особенно резонансную. Иногда приходилось покупать обычный деревенский шкаф или лавку, однажды забрал дощатое покрытие сцены Мукачевского театра русской драмы. На первый взгляд -- обычная ель. Но древесина высыхает очень долго, а театр был построен в 1905 году, почти век назад. За это время материал приобрел хорошие акустические качества, стал сухим, удобным для обработки. Я пришел к выводу: все удачные инструменты сделаны из старинной, хорошо выстоянной древесины. Современные исполнители-музыканты в новых скрипках и альтах находят недостатки, хотя многие инструменты действительно высоко ценятся.

-- Сколько может стоить скрипка мастеровой работы?

-- Не так давно в Москве обладатель первой премии получал 10 тысяч долларов, помимо денег, вырученных на аукционе. А сейчас... (Тяжело вздыхает.) Я был организатором аукциона в Киеве в 1993 году. Тогда стартовые цены были порядка 500 долларов и могли возрасти даже в десять раз, но... не был продан ни один инструмент.

...Покидая мастерскую, я думал о тех достижениях, которые мы возьмем с собой в грядущий век. Будут ли среди них удивительные музыкальные инструменты, изготовить которые способны лишь единицы? Смогут ли наши потомки восхищаться творениями мастеров так, как сегодня мы восхищаемся скрипками Амати, Страдивари и Гварнери? Не уйдут ли в небытие старые мастера, унеся с собой уникальные знания и секреты?