1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №109 (364) за 16.06.99

ИЗВЕЧНОЕ И САКРАМЕНТАЛЬНОЕ "ЕСЛИ БЫ"

У графини Госуил в пьесе Григория Горина "Кин IV" есть дивный монолог: "Я видела "Гамлета" впервые в пятнадцать лет и, когда он закричал "Там крыса!" -- я завизжала и вскочила на кресло... Но теперь я знаю, что там, за портьерой, Полоний, и все в зале знают, что там Полоний. Один принц Датский не знает, поэтому выглядит ужасно нелепо".

Что говорить, пассаж премилый, но несколько устаревший. Теперь куда уместнее цитата из артиста Александра Филиппенко -- о "новых русских", приходящих посмотреть "Гамлета": "Зато им интересно следить за сюжетом -- что же будет дальше!"

"КИН IV": КОРОЛЬ И ЛИЦЕДЕЙ

Но даже если считать, что половина зрителей ходит в театр следить за сюжетом, то вторая половина все равно больше задается вопросом не "что?", а "как?". Недаром сейчас самый репертуарный драматург в Украине -- тот самый Горин: по части новых идей не слишком большой изобретатель, но блестящий мастер "крылатых" реплик и репризных сценок. Странно, но франковцы, сыгравшие на днях премьеру "Кина", почему-то забыли, что произносить горинский текст -- это сплошное удовольствие. В "Тевье" еще помнили -- а тут как отрезало. Они так нарочито стараются донести до зрителя каждое слово, что текст теряет легкость, и без того очевидные горинские остроты чаще всего превращаются в набор неуклюжих "попыток сострить". Все-таки, трудно обойтись без Сергея Данченко и его опыта именно по части работы с артистами!

Пожалуй, лучшая режиссерская находка Анатолия Хостикоева (он же играет актера, выступающего в роли великого английского актера Эдмунда Кина -- это не каламбур, а выигрышный драматургический прием -- "театр в театре") -- это музыка "Битлз", сопровождающая весь спектакль. Правда! Именно она обеспечивает удивительно живое настроение и во многом -- взаимопонимание актеров и зрителей. Да и лучший, по признанию многих, момент действа -- это когда Кин--Хостикоев на пустой сцене в дыму азартно наяривает на ударнике. Хочется добавить "аки Ринго Старр". Да уж, такой свободе мог позавидовать сам король Георг IV! Тот самый, которого играет Алексей Богданович, невзирая на "внешность русского социал-демократа" ставший у франковцев после короля Артура "главспецом" по английским монархам... Так что девизом этого вполне душевного спектакля как раз могло бы стать что-то вроде "All you need is love"!

"ЧТО ВЫ ПОТЕРЯЛИ В ЧУЖИХ СНАХ?": БАРОН И БРОДЯГА

На Левом берегу поставлена одна из самых романтических пьес, "Санта Крус" Макса Фриша под названием "Что вы потеряли в чужих снах?" -- в лучших традициях начальство потребовало переименования пьесы, как обычно не доверяя автору. Впрочем, в театре усомнились не только в названии, но и в сюжете. Вместо предсмертной вспышки эйфории, когда за последнюю неделю жизни Пелегрина перед ним проносится вся жизнь -- сам-мая яркая, такая, какую и представить себе невозможно -- прочувствованная встреча с прошлым, через семнадцать лет, с романтическими атрибутами в виде парусов, апельсинов и т.д. Встреча со своим зеркальным двойником, со своей другой жизнью. Но -- не последний "смертельный номер". Вместо "пьесы-романса" с летальным исходом, как у Фриша -- "ироническая элегия". Грустно, романтично -- но не пробирает до костей. А у Фриша -- пробирало.

А еще, в который раз пьеса о мужчине (точнее, о мужчинах -- бродяге и бароне, которые видят свое отражение друг в друге и, конечно же, барона одолевает жгучая зависть!) благодаря режиссеру-женщине превращается в спектакль о ЖЕНСКОЙ доле! В спектакле Анны Липковской куда больше трогает судьба оставленной Пелегрином семнадцать лет назад Эльвиры...

ФРАГМЕНТАРНО -- О "ФАУСТ-ФРАГМЕНТЕ"

"Фауст-фрагмент" Дмитрия Богомазова -- акция, грозящая стать разовой, несмотря на активную поддержку проекта "Гете-институтом". Хотя было бы чрезвычайно жаль потерять зрелище, изысканное во всем, начиная от музыки Александра Кохановского, стильной черно-белой декорации Александра Друганова и масок: кота -- у Мефистофеля, голубя -- у Бога и саранчи -- у Фауста (здесь ничего не выдумано -- все исключительно подмечено в тексте Гете!) и заканчивая... распределением ролей. В "Фауст-фрагменте" Виталий Линецкий играет Фауста, Александр Гетманский -- Бога, а в роли Мефистофеля -- соблазнительная красавица Снежана Егорова. Чтобы рассказать рассказать об этом произведении подробно -- потребовалось бы немало места и времени, так что остается лишь надеяться, что жизнь спектакля продлится -- например, на той же Малой сцене ТЮЗа, где прошла его премьера.

Что же выходит? Три премьеры: одна о том, как король завидует артисту, ибо тот волен жить и умереть на сцене. В другой -- сиятельный барон исходит завистью к бродяге, живущему вольно, не связанному ни семейными узами, ни долгом. Наконец, в третьей -- ученый, достигший вершин совершенства в науках и тут вдруг сообразивший, что смысл-то жизни был вовсе не в аскетическом упорном достижении цели -- смысл ее и был в самой жизни. Человек вечно недоволен своей несовершенной реальной жизнью. Да только вариантов у нас нет -- нам вряд ли дадут такой шанс, как Фаусту.