1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (223) за 17.11.98

"Я БОЮСЬ ОДНОГО -- ПОТЕРЯТЬ БЛИЗКИХ"

В этот раз Игорь Крутой приехал в Киев с творческим вечером и на съемки "СВ-шоу". В коридорах киностудии им. Довженко гулял ветер, а в восьмом павильоне вовсю шли приготовления: прогревалось помещение, выставлялся свет, галдели возбужденные зрители -- студенты "кулька".

Крутой приехал в последнюю минуту, но в гримерную не пошел ("Я же не артист -- буду сниматься так"), а скромно стоял в фирменном светлом пальто в ожидании начала -- похудевший, загорелый, спокойный. "Игорь Яковлевич, нельзя ли поговорить десять минут после съемок?" -- "Зачем после? Давайте сейчас".

У МЕНЯ НЕ БЫЛО ДОРОГИ НАЗАД

-- Почему именно в Киев вы привезли свою новую концертную программу?

-- Это действительно премьера, которая состоялась две недели назад в концертном зале "Россия" и прошла на ОРТ 7--8 ноября. В программе все новое -- концепция, декорации, песни. А Киев относится к тем городам, куда я прежде всего всегда привожу свои новые программы.

-- По деловым или сентиментальным соображениям?

-- Нет, скорее сентиментальным. Я ведь родом отсюда -- из Кировоградской области...

-- Игорь, вот вы не москвич. И вообще в российском шоу-бизнесе очень много пришлых людей, "варягов", так сказать. Как вы считаете, существует на самом деле этот пресловутый "феномен провинциала"? Если да, то чем провинциалы отличаются от столичных жителей -- неужели мускулы пожестче?

-- Конечно! Во-первых, им не хочется возвращаться побежденными. Москва была жестким городом еще когда я в нее приехал -- это был 1979 год. И конечно, у любого провинциала, приезжающего в Москву, есть желание здесь закрепиться, что-нибудь сделать, чтобы остаться. Я относился к их числу, и назад дороги у меня не было. И пришлось несладко...

-- Вы часто шли на компромисс, желая достигнуть этой, тогда еще мифической, вершины?

-- Да нет, через себя особо не переступал, ради карьеры ни с кем не спал...

-- Идти на компромиссы -- это не только спать с кем-либо...

-- Да, я понимаю. Но и всего остального не было -- не платил, не покупал. Мне везло на хороших людей: так получилось, что в те годы мне многие помогли. Да и сам я работал как проклятый. Наверное, поэтому чего-то достиг. Было и везение... Но вы, безусловно, правы: провинциал в Москве может больше, чем москвич, потому что столичные жители -- существа тепличные. Сейчас это не столь важно, но когда-то человек, имеющий московскую прописку, считал, что он уже получил от Бога сумасшедший аванс. Это ощущалось и в говоре, и в поступках, и в повадках. Сейчас эта грань стерта -- любой, кто имеет деньги, может приехать в столицу и купить себе квартиру на улице Горького. И я этому рад.

ЭТО ВСЕ ИГРУШКИ ШОУ-БИЗНЕСА

-- Несколько недель назад звезду с вашим именем заложили на Аллее звезд возле концертного зала "Россия". Вы на самом деле серьезно относитесь к подобным мероприятиям?

-- До сих пор я не относился к ним серьезно. Потому что все это игрушки шоу-бизнеса, и я просто сыграл в очередную игру. Причем, пока там не было Леонтьева, я не смотрел на это всерьез. А компания, которая там была до него, -- я не буду обсуждать, хорошо это или плохо, -- меня смущала. Это совершенно разного уровня художники -- Боря Краснов, например, и (смешок) "Вечерняя Москва" или Ансамбль внутренних войск Украины. Что-то в этом было не тавось... Но при этом -- Клавдия Ивановна Шульженко... И поэтому, когда мне после всего предложили сделать "заложение", я по-прежнему колебался. А когда на моей церемонии появился Юрий Иванович Лужков, это стало серьезным. Так что все было достаточно трогательно. Вот Пьеху "заложили" после меня, сейчас речь идет о Пугачевой -- возможно, там будет компания, которой я буду рад.

-- Последнее время вы часто появляетесь на сцене и в клипах, а между тем вы известный композитор и бизнесмен -- неужели этого мало?

-- Мое появление в клипах мне кажется оправданным, хотя, поверьте, это никогда не было самоцелью. На одном из моих первых вечеров песню "Ангел-хранитель" должен был петь Саша Серов. Это была моя задумка, потому что тембр его голоса ассоциировался с моей музыкой, и наоборот. Игорь Николаев, который написал со мной эту песню, настаивал, чтобы я сам пел первые четыре строчки. Для меня выйти на сцену было достаточно страшно, но это состоялось. А когда мы с Аллегровой в Твери работали над альбомом "Я тучи разведу руками" (мы тогда с Костей Арсеньевым написали "Незаконченный роман"), я совершенно неожиданно, причем несерьезно, во время звучания фонограммы начал напевать с Ирой эту песню. А оператор все это снимал. И эта история "стрельнула". Потом была "Ветка каштана" -- дуэт с Лаймой. Но как пение я это не воспринимаю. А сейчас получилась сольная песня "Хрустальный бокал" в последнем альбоме. Та же история, связанная с Ирой Алферовой. Мы даже клип отсняли. Я не уверен, что выпущу этот клип, но он уже есть. Участие в клипах -- необходимо для артистов, для коммерции, но не для меня, потому что я не стремлюсь к тому, чтобы все меня узнавали. Что касается того, удачливый ли я бизнесмен... Знаете, прежде всего я композитор. Мне бы хотелось, чтобы все так думали и понимали это.

ГАЗЕТУ ВЫПИСЫВАЮ ВСЕ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ...

-- По мере того, как вы что-то приобретаете в жизни, -- я имею в виду ваш творческий, социальный статус -- человеческих страхов в сорок лет становится больше, чем, скажем, в двадцать?

-- (Смеется.) Во-первых, мне уже 44. Во-вторых, понятие страха относительное. У меня был период, когда я боялся, что стану нищим. Было страшно, потому что я единственный в семье, кто зарабатывает: кроме того, у меня ведь есть бывшая семья, мать, сестра. По логике я понимаю, что всегда заработаю, но, конечно, те "моменты", которые нам устраивает государство, не вызывают во мне большого желания радоваться. Но я востребован в творчестве -- и там, и здесь, поэтому я спокоен. Жалко знаете чего? Что быстро улетает время. Как говорит Жванецкий: "Газету выписываю все чаще и чаще, хотя делаю это раз в год". Но, наверное, это так для всех, кому больше сорока...