1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (127) за 02.07.98

СОВЕСТЛИВЫЙ ФИГЛЯР

Сочное, смачное фиглярство главного героя не оставляло сомнений -- это он. Тот самый Басилашвили, чудом оказавшийся на украинской сцене в составе театральной антрепризы Михаила Козакова. Радостно и самозабвенно играющий непретенциозную, но милую итальянскую комедию. Спокойно и точно отвечающий на мои бесчисленные и наверняка привычные для него вопросы. Отнюдь не светский лев и не умирающий от собственного величия лицедей (хотя имеет на это полное право). Слегка сутулый совестливый интеллигент. Словно ребeнок, неожиданно вывалившийся из щемящего кадра "Осеннего марафона" в мясорубку с банальным названием "Современная жизнь". Для Басилашвили она давно уже не только театр и закулисье, но и политика. В последней он, кажется, попытался исполнить роль, далeкую от шута.

Я НЕ ЗРЯ СИДЕЛ В ПАРЛАМЕНТЕ ТРИ ГОДА

-- Олег Валерьянович, помните, много лет тому назад в знаменитой кинокартине "Вечный зов" вы играли отпетого белогвардейца, произнeсшего пророческие слова о развале советской страны. После этой роли проблемы не возникали?

-- Ой, я имел крупные неприятности с автором сценария Ивановым. Потому что эта сцена была, по сути, доносом на наших прогрессивных литераторов. Зритель-то понимал, что имеются в виду Пастернак, Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, которые "разрушают советскую Родину". Я отказался это играть. И Иванов изменил сцену.

-- Но к развалу Союза вы приложили всe-таки руку.

-- Так я же не зря сидел три года в парламенте. Нам удалось не только уничтожить Союз, но и сделать президентом Бориса Ельцина. Удалось принять закон о земле, впервые закрепить в Конституции слова "частная собственность". Что касается развала Союза, то считаю, что это большое счастье для всех народов. А образование СНГ, на мой взгляд, -- просто попытка сохранить какие-то связи между разбегающимися республиками. И вся ложь, распространяемая коммунистами о Ельцине, Шушкевиче и Кравчуке, -- наглая сталинская фальсификация истории.

-- Да вы, наверное, скандальный человек? В суд часто на кого-нибудь подавали? На журналистов, например?

-- У меня дочь -- журналист. Так что на журналистов я в суд подавать не буду. А вот на правительство Российской Федерации подал. И на Черномырдина. Я отправил в прокуратуру письмо о том, что не выполняется Закон о культуре, в составлении которого я сам принимал участие, будучи депутатом. Между прочим, в этом законе написано, что его нарушение карается в уголовном порядке.

-- И вы действительно верите в результативность подобного шага?

-- А почему нет? Нас поддержали Егор Гайдар, Чубайс, депутаты из фракции "Наш дом -- Россия" и многие другие. Против нарушителей законов, кем бы они ни были -- президентами, премьер-министрами, -- должны приниматься санкции, судебные и уголовные. Это раньше было невозможно что-либо изменить. А теперь у меня появилось ощущение, что всe зависит только от нас.

-- Так, может, вам стоило поменять профессию и полностью погрузиться в политическую борьбу?

-- Нет, я решил остаться в искусстве. Потому что я не профессиональный политик. Я актeр, который к тому же очень спешит играть. Люди ведь хотят видеть не стариков, а красивые молодые лица.

АРТИСТ -- РАБОЧАЯ ЛОШАДЬ, А НЕ ШУШЕРА С БУТЕРБРОДОМ С ИКРОЙ

-- Олег Валерьянович, вы на сцене сегодня "вылепили" такого отчаянного авантюриста, что так и подмывает спросить: как часто вы "авантюрничали" в жизни?

-- Да я вовсе не авантюрен. И даже не склонен к сумасшедшим поступкам.

-- А к модному теперь тусованию кино- и театральной элиты вы склонны?

-- Если вы имеете в виду тех, кто мелькает на экранах телевизоров с бутербродами с красной икрой, то для меня это не элита. Элита -- артисты, работающие в поте лица, что-то создающие. Это рабочие лошади, которые зарабатывают деньги, пытаясь к тому же донести до зрителя то, что им очень дорого. А остальные -- шушера. С бутербродами.

-- А почему в журнальных статьях о российских кинофестивалях я не обнаружила упоминаний о вас?

-- А я на них не езжу. Как по мне, это просто отмывание грязных бандитских денег. Средства, потраченные на Сочинский кинофестиваль или "Кинотавр", могли бы пойти на картину какого-нибудь хорошего режиссeра, того же Данелия. Конечно, я не имею в виду такие театральные премии, как "Золотая маска" и "Хрустальная Турандот". Там коллеги без тусовок, без жратвы и питья ездят по театрам, смотрят, отбирают и приглашают в Москву провинциальных актeров. А для последних это счастье -- играть на прославленных сценах Художественного, Вахтанговского, Малого театров, иметь возможность собираться вместе и смотреть спектакли. Вот это воистину необходимо для театрального искусства.

-- Вы сегодня очень заняты в театре? Есть возможность делать то, что хочется?

-- Возможности ограниченны. Сказывается возраст. К тому же Большой драматический театр Санкт-Петербурга, где я работаю, ещe девять лет назад лишился Георгия Товстоногова. Из его спектаклей остались только "Дядя Ваня" да "Пиквикский клуб". Есть в театре талантливые режиссeры, но яркого лидера, подобного Товстоногову, нет. И работать уже не так интересно.

-- Вы задействованы в современном российском кинематографе?

-- Приходится, ведь кино -- это отхожий промысел для актeра. Деньги-то ведь надо зарабатывать. В театрах зарплаты очень низкие. Например, в нашем (он принадлежит Министерству культуры) самая высокая -- 600 рублей.

-- Как-то Валерий Золотухин, будучи в Киеве, рассказывал, что пытался открыть пельменную -- чтоб хоть как-то решить материальные проблемы.

-- Я этого никогда не делал и делать не буду. Моя пельменная "сгорит" в течение двух суток.