1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (372) за 26.06.99

ЗОНА СВОБОДЫ -- ИСКУССТВО БУМАЖНОГО ЛИСТКА

"Личности чешской графики" -- прошла в Украинском доме выставка сорока чешских художников. На наше столетие пришлось особенно бурное развитие этого "искусства бумажного листа".

Здесь не обошлось без сюрреализма. И в грустных карнавалах Тихого, и в меланхоличных композициях Бруновского пульсирует неукрощенное подсознание. В 90-е сюрреалистические мотивы звучат уже как бы "под сурдинку": это ассоциативность Джеймса Яничека "Семь египетских бед", эротика Михаэла Ритшейна "Юбки", изысканно-кокетливая демонология Карела Томана "Майстер Леонард".

Метафоричность вошла в чешскую графику в 70-е, когда, после "Пражской весны 1968", политика "нормализации" возродила диктат соцреализма. Очевидно, что многие работы, представленные на выставке, рассчитаны на доверительное общение со зрителем, как, например, офорт "Мотыльки" Евы Яничковой, где в парке с ажурной решеткой столб света прорывает ночь и согревает ее трепетом крыльев. В детском абсурдистском рисунке Евы Власаковой -- дома-птицы, цветы-козлики, люди-лейки. А по "Нашей Народной улице" Катержины Черной весело шагают люди и манекены, короли и собаки вместе с рукописным буквами. Символом чешской графики 90-х, пожалуй, можно назвать ксилографию Мирослава Гоурса "Всадники", в которой ритмичное повторение одной темы доведено до совершенства.

Личности, работы высокого уровня -- все говорит о том, что чешские графики, в отличие от своих украинских коллег, никогда не изменяли призванию и не меняли "искусство бумажного листа" на "холст-масло- авангард".