1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №60 (315) за 01.04.99

УЧИТЕЛЬ -- ЗАРПЛАТА = НЕВРАСТЕНИК

По сообщению Главного управления образования столицы, с января украинским учителям "добавили" за классное руководство и проверку тетрадей. Прежде суммы были просто смешными: 2,49 гривни и около 1,5 -- соответственно. Поправят ли бедственный бюджет педагогов 23 гривни за классное руководство и червончик с хвостиком (в зависимости от предмета преподавания) за тетради при окладе 110--145 гривен?

"Только не указывайте мое имя", -- предупредила учительница зарубежной литературы одной из престижных гимназий столицы, согласившаяся поведать историю своего "выживания". Женщина вынуждена сдавать свою двухкомнатную квартиру в центре города, снимая для себя и десятилетней дочурки однокомнатную "на выселках" -- живут на разницу. Каждое утро подымается она ни свет ни заря, ведь добираться больше часа. По-иному не прожить: с мужем в разводе, рассчитывает только на свою зарплату, а зарплаты всего ничего -- 150 гривен.

Примерно так "выживает" и ее коллега, сдавая жилье на 5--7 дней ежемесячно бизнесмену, приезжающему в Киев "по делам". По первому же зову клиента Марина Владимировна собирает вещи и выселяется с двумя детьми к родителям. Жить впятером в однокомнатной "каморке" даже неделю очень сложно.

Некоторые за глаза и даже в глаза ее осуждают: мол, дойти до того, чтоб переселяться в худшие условия -- едва ли не низко. У одной муж -- предприниматель, другой дочь из-за границы то и дело шлет "гуманитарку"...

УТРОМ -- ПЕДАГОГ, ВЕЧЕРОМ -- УБОРЩИЦА

"Прожить на зарплату нереально", -- утверждает Анна Васильевна, учительница высшей категории, подрабатывающая... уборщицей. В том же лицее, где преподает биологию. Утром входит в классы с таблицей и микроскопом, а после уроков -- с веником и шваброй. Иногда приходится приезжать утром задолго до занятий, чтобы успеть к приходу первых учеников. "30 гривен на дороге не валяются. Убрала кабинет -- оплатила ребенку садик, -- говорит учительница. -- В лицее учатся дети обеспеченных родителей, которые сдают по гривне в месяц классному руководителю за работу уборщицы: нечего чадам руки марать".

Иные педагоги подрабатывают, продавая косметику, обувь, одежду. Многие идут прислугой -- нянями, домработницами, гувернантками. Репетиторством, вопреки распространенному мнению, много не заработаешь. Да и труд не в сладость: многие "клиенты" желали бы получить знания и оценку, не утруждаясь учебой.

У педагогов Львовщины новый "почин" -- отовариваться в секонд-хендах. "Поношенное, ну и что? Все ж лучше, нежели в своем допотопном ходить,"-- с горечью рассказывала мне приехавшая в гости к соседке сестра-педагог. Ее коллега, не теряющая оптимизма, заметила: "Зато питаемся мы пока не из секонд-хенда!"

В ОСНОВЕ УЧИТЕЛЬСКОЙ НЕВРАСТЕНИИ -- УРВАННЫЙ РУБЛЬ

Известный исследователь кризиса образования в современном мире Ф.Кулебс обнаружил: отсутствие должного стимулирования учительского труда способствует тому, что плохие преподаватели вытесняют с рынка труда истинных профессионалов, которые начинают искать себя на ином поприще: математик -- в бухгалтерии, словесник -- в издательском бизнесе... "Чему вы могли бы научить детей, помимо вашего предмета преподавания? -- так звучал вопрос в анкете, распространенной в городах России Институтом социологии РАН. Каждый шестой педагог оказался не в состоянии что-либо предложить. К сожалению, именно эти кадры, не способные искать и "расширяться", оседают в школе навсегда. А те, кто мог бы творчески реализовать себя в школе, вынуждены искать дополнительные или новые заработки.

Научно обосновано, что если заработная плата учителя повышается медленнее, чем его престиж в других отраслях, то образование получает кадры заведомо худшего качества, чем остальные отрасли. Падение престижа профессии собирает в педагогических вузах тех, кто на большую перспективу не претендует.

Все эти тенденции в украинском образовании подтвердил Юрий Швалб, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии обучения Института психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины. По его мнению, оценка труда педагога, неадекватная вложенным усилиям, обусловливает ухудшение его психологического и эмоционального состояния. При этом падает качество преподавания, учитель начинает срывать настроение на детях, ослабевает индивидуальный подход к ученикам.

Столетие назад Василий Розанов констатировал: "Учитель стал почти синонимом неврастеника, и это возле учеников, на которых его нервозность отражается почти заражающим образом. И в основе этого лежит просто рубль, урванный у него". Не это ли мы наблюдаем сегодня?