1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №222 (225) за 19.11.98

В ДЕЛЕ О ПРИЧИНАХ САЛОНИКСКОЙ ТРАГЕДИИ, КАЖЕТСЯ, НАЙДЕН "СТРЕЛОЧНИК"

Наша газета продолжает отслеживать события, так или иначе связанные с прошлогодней декабрьской катастрофой самолета Як-42, выполнявшего рейс AEW-221 на Салоники. Расследование причин гибели пассажиров и экипажа ведется ни шатко ни валко, прежде всего из-за отсутствия взаимопонимания между представителями греческой и украинской сторон. Среди вероятных причин трагедии назывались сложные метеоусловия,ошибки летчиков (вплоть до погрешностей в пилотировании, незнания ими маршрута и несовершенства английского языка при радиообмене с "землей"), отсутствие приводного локатора на подлете к аэропорту "Македония", ряд других. Но вот на днях из Греции пришло новое сообщение, в корне меняющее суть случившегося.

Леонтий Загрева, генеральный директор Львовского авиапредприятия, к которому был приписан лайнер UR-42334, в беседе с журналистом "Сегодня" рассказал, что об отсутствии радара экипаж Алексея Вчерашнего узнал от греческого диспетчера... за три минуты до столкновения с землей.

-- Учитывая экстремальную ситуацию, этого времени, конечно, не хватило, -- заявил директор. -- Действия командира были правильны и логичны -- он ввел взлетный режим, стал набирать высоту, уходить из опасной зоны, однако было уже поздно. Отсюда напрашивается вывод, который мы довели до сведения греческой стороны, а также руководства ИКАО: экипажу не была предоставлена необходимая навигационная помощь, что, в конечном итоге, и привело к фатальной развязке...

Г-н Загрева предоставил в распоряжение редакции важный документ -- проект заявления уполномоченного представителя Украины по расследованию авиасобытия. Приведем отдельные выдержки:

"По нашему убеждению, экипаж Як-42 рейса AEW в течение всего периода нахождения под управлением диспетчера "Makedonia approach" считал, что у последнего имеется радиолокационный контроль... За пять минут до столкновения экипаж попросил у диспетчера навигационную помощь, но, услышав в ответ: "There is no radar vectoring", самостоятельно предпринял действия по избежанию столкновения с горами. В этот момент воздушное судно находилось в режиме набора высоты с тангажом 15 градусов. Двигатели были выведены на взлетный режим. Крен самолета достиг 20 градусов при развороте в сторону аэродрома. Высота составила 3300 футов. Однако эти действия не смогли предотвратить авиационное событие... Можно допустить, что экипаж полностью доверился диспетчеру "Makedonia approach" и считал, что тот вывел его в северную зону ожидания, После команды: "AEW-241, roger, contintue descending 3500 ft on the ONH 1035, clear VOR-DME-ILS appo..." начал доворачивать влево, дожидаясь захвата курсового маяка. Диспетчер применил фразеологию радиообмена, установленную для диспетчерского обслуживания в контролируемом воздушном пространстве. Однако использовал не слова advice (советую) или suggest (рекомендую), а выдавал разрешения (cleared). При вхождении в воздушное пространство Греции экипаж Як-42 сообщил код вторичного ответчика 6131, однако оба диспетчера не проинформировали его об отсутствии радиолокационного контроля за ходом полета нашего воздушного судна. Хотя вся имевшаяся служебная документация однозначно свидетельствовала о наличии в зоне аэропорта "Македония" комплекса радиолокационных средств и контроля воздушного пространства. О некорректном управлении воздушным движением в районе аэродрома Салоники в тот вечер свидетельствует и следующий факт. Пилот авиакомпании "Air Greece" попросил у MAK/АРР разрешения находиться в южной зоне на эшелоне 140, пока AEW-241 "с Божьей помощью не сядет..." Местоположение Як-42 было достаточно точно известно военному диспетчеру, но он не оказал ему необходимую навигационную помощь".

Очевидно, этот документ, процитированный нами с незначительными купюрами, спустя почти полгода был принят во внимание греческими правоохранительными органами. Ибо, как позавчера вечером передали информационные агентства, прокуратура города Салоники возбудила уголовное дело в отношении авиадиспетчера аэропорта "Македония" Костаса Яннакопулоса. Ему предъявлено обвинение в "недостаточно активном сотрудничестве с членами экипажа самолета Як-42". До рассмотрения дела в суде Яннакопулос освобожден из-под стражи под залог, и с него взята подписка о невыезде.

...Если суд согласится с данным обвинением и диспетчер будет привлечен к уголовной ответственности, это может коренным образом повлиять на окончательные результаты расследования. По крайней мере в затянувшейся истории обозначен, больше того -- персонифицирован хотя бы один крайний-виноватый. Поможет ли поименованный "стрелочник" покрыть многочисленные иски родственников жертв катастрофы, сомнительно. Но в ближайшее время, передали те же источники, суд первой инстанции приступит к рассмотрению многочисленных апелляций о возмещении морального и материального ущерба на десятки тысяч долларов.