1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (218) за 10.11.98

СЕГОДНЯ ГОСУДАРСТВУ НУЖНА СИЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

В заседании Координационного совета Генеральных прокуроров стран СНГ, завершившем работу в Тбилиси, приняла участие и наша делегация, которую возглавлял первый заместитель Генпрокурора Украины Григорий Середа. Своими впечатлениями об этой встрече он поделился с читателями нашей газеты, дав первое после 100-дневного пребывания в новой для себя должности интервью редакции "Сегодня".

-- Григорий Порфирьевич, несколько слов о том, что это вообще за структура -- Координационный совет Генеральных прокуроров (для удобства можем воспользоваться аббревиатурой КСГП), и, образно говоря, "с чем ее едят"?

-- У этой организации пока нет официального статуса уставного органа Содружества, хотя де-факто она существует на основании Минской (1993 г.) конвенции и подписанного два года спустя многостороннего протокола к ней. Украина участвует в работе данной структуры с правом совещательного голоса. Заседания Координационного совета проходят раз в три-четыре месяца, как правило, в Москве. Нынешнее стало первым выездным -- в Грузии.

-- Что было в центре внимания участников?

-- Помимо сугубо организационных, связанных с рассмотрением проектов ряда решений, повестка дня включала вопросы практической направленности: взаимодействие органов военных прокуратур, объединение усилий в борьбе с наркоманией и наркобизнесом, совершенствование правовой базы, другие...

-- Если не ошибаюсь, наша делегация воздерживалась от подписания итоговых документов КСГП?

-- Мы исходили из общей позиции Украины относительно СНГ и участия в работе ее структур. Однако это вовсе не означает, что делегация выполняла роль пассивного наблюдателя -- напротив, мы приехали в Тбилиси с пакетом конкретных предложений. Они касались, прежде всего, повышения эффективности сотрудничества органов прокуратур, децентрализации взаимотношений правоохранительных структур и создания соответствующих механизмов реализации этих приоритетных задач на практике.

-- Что вкладывается в понятие "децентрализация"?

-- У нас был предварительно согласованный со всеми странами-участницами проект договора об упрощении процедуры предоставления правовой помощи. Суть его в том, чтобы взаимодействовать напрямую, минуя центральные аппараты. К примеру, прокуратура Полтавской области запрашивает прокуратуру, допустим, Красноярского края или Сахалина, без согласований в Москве и Киеве -- это ведь какой выигрыш во времени! Законодательство в правоохранительной области стран Содружества весьма близко, сроки выполнения поручений также примерно одинаковы, преимущества однозначны...

-- Проект получил поддержку?

-- Не сразу, правда, но в конечном итоге -- да. Поначалу его пытались заблокировать, перенести обсуждение и даже "забыли" включить в повестку дня. Однако наши аргументы поддержала азербайджанская, а затем и другие делегации. Соответствующий договор планируется заключить в январе будущего года.

-- Очевидно, дискуссии о роли и месте органов прокуратур стран СНГ не ограничивались только залом заседаний резиденции "Крцаниси"?

-- Конечно, и, несмотря на в целом классический, схожий характер этих органов во всех государствах Содружества, было интересно узнать о некоторых особенностях Генеральной прокуратуры каждой из стран СНГ.

-- Каковы же эти особенности? Что, быть может, приемлемо для Украины, а от чего, наоборот, следует отказаться?

-- В Казахстане, скажем, был принят Закон о прокуратуре, из подчинения которой вывели институт предварительного следствия. Эти функции сосредоточили в рамках Следственного комитета. Однако новое образование себя не оправдало, эксперимент не удался, и пришлось все возвращать на круги своя... Генеральная прокуратура Грузии лишена права общего надзора и надзора за соблюдением законов на этапе следствия, и даже президент Эдуард Шеварднадзе во время встречи с участниками заседания Координационного совета признал, что данное решение было непродуманным, поспешным...

-- А разве за Генпрокуратурой Украины оставлен общий надзор?

-- Эта функция предусмотрена действующими в настоящее время положениями переходного периода и будет существовать, пока Верховная Рада не примет законы, регламентирующие систему государственного контроля и досудебного следствия. На наш взгляд, отказываться от общего надзора сейчас было бы преждевременно, и хорошо, что большинство народных депутатов такую позицию разделяют... Или взять иной аспект -- право дачи санкции на арест. Во всех странах, кроме той же Грузии, оно оставлено за прокурорами. В Украине это положение сохранится на протяжении еще примерно трех лет, после чего ситуация изменится, и таким правом будут наделены суды... Мы с "третьей властью" не конкурируем, а только дополняем ее деятельность по защите прав граждан...

-- Было ли во время формальных и неформальных встреч что-то такое, чему вы как первый зам Генерального позавидовали белой завистью?

-- Позавидовал -- не совсем подходящее слово... Но! В отличие от наших, руководители Генпрокуратур стран СНГ работают на своих должностях гораздо более длительный период, в среднем от трех до восьми лет. Украина же поставила печальный рекорд сменяемости руководящих кадров. А ведь это не может не сказываться на формировании и проведении в жизнь стратегической линии прокуратуры, имидже столь серьезной структуры в обществе, кадровой проблеме. По сменяемости руководства Генпрокуратура Украины отчего-то приравнивается к Кабмину -- такого нигде больше нет... Опыт работы родственных правоохранительных органов, где люди чувствуют себя стабильно, уверенно, позволяет делать вывод о том, что хорошему не мешает поучиться и у соседей...