1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №29 (284) за 16.02.99

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ ГРЕХ --- ОТЧАЯНИЕ"

Анатолия Матешко нынешний зритель хорошо знает по клипу Павла Зиброва "Женщина любимая", где он с Мариной Могилевской изображает пару с "трудной личной судьбой". На самом деле актерская карьера Анатолия началась гораздо раньше: "Земные и небесные приключения", "В бой идут одни старики", "Голубые молнии" и многие другие картины сделали Анатолия популярным.

...Есть в его внешности, манере говорить и в том, что именно он говорит, нечто утешающее, некий покой и доброта, свойственные русским интеллигентам. От таких иногда уходят, но потом всю жизнь хотят вернуться назад.

АРТИСТОМ Я СТАЛ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОТЕЛ ИДТИ В АРМИЮ

-- Насколько я знаю, поступать в театральный институт вам помогала старшая сестра (актриса Ольга Матешко -- одна из героинь фильма "В бой идут одни старики" --
Н.В.). Почему сыновья, дочери, сестры и братья актеров и режиссеров с завидным постоянством обнаруживают в себе склонность к лицедейству?

-- Все очень просто: мне не хотелось идти в армию -- в тот год провалился в КПИ. А поскольку при наличии студенческого билета меня бы не смогли призвать, то я решил попробовать еще и в театральный -- и поступил.

-- Значит, никакой мечты стать великим актером не было?

-- Не было. Другое дело, что когда сестра училась во ВГИКе, я часто ездил к ней в Москву, общался с ее друзьями, и мне нравилась эта публика: в то время эти люди были немножко шире, свободней, раскрепощенней, чем все остальные. Они больше видели и знали. Это подкупало. В театральный ведь особых знаний не нужно: я выучил басню, прозу. Первые годы учебы было немножко дико, когда мы валяли дурака, изображая всяких удавов, питонов. Потом я начал понимать, что эта профессия связана не только с каким-то лицедейством, но и со знаниями, размышлениями. Я учился на одном курсе с Гришей Гладием, и мы зарывались в библиотеки, искали Ницше, Шопенгауэра -- пытались как-то образовываться.

-- Вы решили стать режиссером потому, что вас не устраивала "подневольная" сущность актерской профессии или не очень удачно складывалась актерская карьера?

-- Да нет, актерская карьера складывалась достаточно удачно. То есть внешне это выглядело неплохо: у меня не было простоев, я много снимался в Москве, Одессе, Ленинграде. Другое дело, что не было шумного успеха, запоминающихся ролей... Желание стать режиссером возникло подсознательно. Однажды я поехал в Москву на пробы к Андрону Кончаловскому ("Романс о влюбленных"), и мы беседовали у него дома. Тогда меня не утвердили, и я почувствовал, что устал от этого и хочу самостоятельности.

-- Болезненно переносили, когда вас не утверждали на роль?

-- Очень. Для меня, к примеру, было трагедией, когда я вынужден был прекратить сниматься в роли Смуглянки у Быкова в картине "В бой идут одни старики", потому что параллельно играл главную роль в фильме "Земные и небесные приключения". Сначала радость была необыкновенная: 1-й курс института -- и две большие роли. Но Быков не стал ждать и взял другого актера...

-- Жалеете сейчас, что не сыграли Смуглянку?

-- Вы знаете, не жалею. Сейчас я понимаю, что это было бы безумное испытание славой. Так что, с одной стороны, конечно жалко, а с другой -- я думаю, может, и хорошо, что Бог так распорядился и защитил меня от каких-то соблазнов. Тогда я еще был не готов к "испытанию трубами".

АРКАДИЙ ВЫСОЦКИЙ ВОЗРАЖАЛ ПРОТИВ УЧАСТИЯ В СЪЕМКАХ МАШКОВА

-- Первая полнометражная картина, которую вы сняли, называлась "Зеленый огонь козы". В ней дебютировал тогда еще никому не известный Владимир Машков. Как он попал на съемки?

-- Мы очень много пробовали людей, в том числе и в Москве. Сценарист фильма, Аркадий Высоцкий, хотел, чтобы снимался его брат Никита. Но Никита почему-то меня не устроил, я уж не помню почему...

-- Машкову сразу предложили главную роль?

-- Нет. Но он прочел сценарий и уже тогда, будучи достаточно тщеславным человеком, сказал: "Я должен играть главную роль, и я это докажу". Приехал в Киев на пробы и действительно доказал. Аркадий поначалу был жутко против Машкова, но потом тоже согласился.

-- Судя по некоторым киевским интервью, о своем кинодебюте Машков сегодня отзывается с некоторой иронией...

-- Не знаю, раньше он всегда говорил, что благодарен за эту первую картину. Но время идет, люди меняются... Во всяком случае тогда, снимаясь в этой картине, он был искренен.

B-- Когда говорят о братьях Высоцких, намекают, что природа на них все-таки отдохнула...

-- Я не согласен. Аркадий очень способный поэт, прозаик и сценарист, Никита -- хороший актер. Другое дело, что над ними всегда довлел образ отца, они находились как бы "под колпаком" его славы. И в таких обстоятельствах им было трудно организоваться, пойти тем путем, которым им было природой предначертано идти.

-- Анатолий, как вы пережили период, когда советское кино закончилось и снимать стало нечего?

-- Знаете, довольно спокойно. Первое время было очень сложно: я снял три полнометражные картины и только почувствовал профессию. Но все развалилось, и было два пути: либо впасть в отчаяние, либо уходить куда-то в бизнес. Слава Богу, так случилось, что я сумел этот период паузы использовать целесообразно. Во-первых, я занялся собой -- тем, чего я не успел дочитать в институте, во-вторых, начал заниматься преподавательской работой. Наконец, появилась реклама, и я сумел преодолеть в себе неприятие этого (нас так воспитывали -- дескать, снимать рекламу стыдно) и зарабатывать неплохие по тем временам деньги. Одно время я был даже сказочно богат, получая заказы московских фирм на представительские ролики.

-- В это же время вы пробовали вместе с Ольгой запустить большой проект -- детский киножурнал, что-то вроде "Ералаша"?

-- Да, это было. Возник бизнесмен -- Евгений Шишкин, который обратился ко мне с идеей делать такой журнал. Мы даже успели снять 4 выпуска по три новеллы. Но возникла проблема: показывать журнал хотели все телеканалы, а платить за это денег не было. Конечно, продолжать съемки в таких условиях было трудно.

-- Сейчас по заказу 1+1 и НТВ Профит вы снимаете сериал "День рождения Буржуя". Это большой проект, в котором работают и российские, и украинские актеры. Почему именно вы стали режиссером сериала?

-- Однажды мне позвонил автор сценария Юра Рогоза и предложил прочесть сценарий. Он мне понравился, и я согласился снимать. Сейчас все 19 серий отсняты, идет период монтажных работ. Кино это снималось по западным технологиям: снимали на пленке, проявляли в Праге, потом переводили "в цифру".

-- Российские партнеры настаивали, чтобы снимались те или иные актеры? Были ли конфликты по этому поводу?

-- Ну конечно, какие-то пожелания высказывались. Но конфликтов не было -- всегда можно найти разумный компромисс. Никаких жестких условий мне не ставили. Другое дело, что уровень молодых актеров из-за многолетнего отсутствия кинопроизводства сильно "помелел", если можно так выразиться. А с актерами старой школы -- Степановым, Феклистовым -- работать сплошное удовольствие.

ЖЕЛАНИЕ ВЫГЛЯДЕТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЕЙ -- ПРИЗНАК ПРОВИНЦИАЛЬНОСТИ

-- Жалеете сегодня о чем-нибудь?

-- Жалеть -- самое бесполезное и вредное занятие на свете. Человек должен жить сегодняшним днем, погодой на дворе, солнцем. Одни считают, что все в этой жизни неслучайно, другие -- такие, как, например, Станислав Лем, считают, что жизнь -- это цепь случайностей и ничего нельзя прогнозировать и предугадать. Наверное, и те и другие по своему правы. Но я уверен, что самый большой грех -- это отчаяние. Раз выпало на долю нашему поколению 40 лет ходить по пустыне -- значит, так надо. Главное, ни в чем себя не обманывать.

-- Мне почему-то кажется, что профессия в вашей жизни занимает не самую большую часть...

-- Да, однажды я понял, как важно ни к чему особенно не привязываться. Потому что когда возникает ситуация, что мы больше не можем иметь то, что нам казалось самым важным в жизни, у многих на этом ломаются судьбы. А ведь в жизни можно до бесконечности открывать что-то другое, и через время это тоже станет важным.

-- За последние годы изменились ваши желания?

-- Мне всегда казалось, что я не тщеславный человек: никогда не завидовал чьим-то успехам, красивой дорогой машине. У меня до сих пор этого нет -- не знаю почему. Но оказалось, что какие-то элементы тщеславия есть: мне хочется идти дальше.

-- Как вы думаете, почему у украинских "художников" -- писателей, артистов, режиссеров и т.д. такая непреодолимая тяга к мессианству -- абсолютная и хроническая уверенность, что они должны "спасти мир"?

-- На самом деле желание выглядеть значительней -- свойство провинциалов. Чем больше этого в культуре, тем она провинциальней. И это не географическое понятие. У меня, например, бабушка жила в деревне, так она была напрочь лишена провинциализма. Я с ней любил беседовать обо всем, потому что она была естественным и мудрым человеком. А вообще, "пасти народы" -- это давняя болезнь русской интеллигенции, которой всегда хотелось быть в ответе за судьбы мира. При этом мало кто размышлял: нуждается ли мир в этом спасении?

-- Ваша сестра, Ольга Матешко, живет сейчас в Америке. Вам никогда не хотелось уехать?

-- У Ольги просто так ситуация сложилась -- она не собиралась уезжать. Сейчас она работает на русско-украинском ТВ в Нью-Йорке выпускающим редактором. Но она все равно вернется: летом я был у нее в гостях, и мы как раз об этом говорили. Просто какое-то время ей надо пожить там. А мне бы хотелось жить здесь, но иметь возможность много ездить, путешествовать. Мой четырнадцатилетний сын от первого брака тоже живет и учится за границей. Он мог остаться со мной или уехать -- ему рано пришлось выбирать. Но, думаю, мы правильно решили, потому что он уже свободно владеет языком, очень изменился, повзрослел, стал самостоятельным.

-- Испытываете ли вы чувство страха перед будущим, живя в этой стране?

-- Любому человеку присуще это чувство. Важно уметь его отодвигать. Именно отодвигать, научиться с ним жить, а не подавлять его. Жизнь все время обновляется и, может быть, в этом ее смысл и надежда.