1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (408) за 18.08.99

ЗЕМНОЙ ШАРИК ЕМУ ТЕСЕН

Уникальное подразделение, именуемое авиакомпания "Авиалинии Антонова", отметило недавно свое десятилетие. На деньги, заработанные этими "небесными работягами" в разных концах света, финансировалось создание самолетов XXI века: Ан-70 и Ан-140.

ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ "РУСЛАН" НЕСЕТ... ДА ВСЕ ПОДРЯД!

Украинский транспортный самолет "Руслан" может взять на борт все, что не по плечу лучшим воздушным "грузовикам" западного производства: тепловозы, огромные турбины, оборудование для всемирных выставок и фестивалей, одним махом -- до сотни легковых автомобилей и даже... жирафа.

"Попросили нас как-то австралийцы перевезти сие длинношеее создание из одного штата в другой, -- рассказывает руководитель грузовых перевозок Александр Гриценко. -- До этого были предприняты аж четыре попытки на Боинге-747. Но при посадке животные гибли. Как потом оказалось, их нежный организм не выдерживал стремительного изменения барометрической высоты. Мы посоветовались с зоологами, ветеринарами и решили начинать снижение не за сто километров, как наши предшественники, а за пятьсот -- и максимально плавно. Да и лететь пришлось на нетипичной для "Руслана" высоте -- четыре тысячи метров вместо девяти. Живехонький и бодрый, наш подопечный, покинув салон самолета, показал язык в объективы кинокамер и отправился в ближайший зоопарк".

И еще один показательный случай из практики. Как-то из одного конца Соединенных Штатов в другой наш экипаж перевозил сверхтяжелый негабаритный груз. И летный состав услышал следующий радиоразговор американских авиадиспетчеров.

-- Что это за махина?.

-- "Руслан" из Украины.

-- А что везет?

-- Нашу тяжелую технику перебрасывает в другой штат.

-- А мы что, сами не можем?

-- Нет у нас таких самолетов.

Длинная пауза.

-- Да-а-а, дожили...

Словом, "Руслан" -- это престиж независимой Украины, ее флаг, ее национальная гордость. Самый большой из ныне летающих в мире самолетов, последняя и, пожалуй, лучшая работа блистательного авиаконструктора Олега Антонова.

Перед самым распадом Союза, словно предчувствуя экономические трудности, с которыми придется столкнуться отечественной авиапромышленности, преемник Олега Антонова, генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев добился согласия Михаила Горбачева на создание подразделения транспортных авиагрузовых перевозок. И с тех пор "Русланы" трудятся, не покладая крыл.

ПОЖИРАЯ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Сквозь ночь к Либревилю, столице африканского государства Габон, на высоте десять тысяч метров несется наш "Руслан". Мы сели в аэропорту, когда уже взошло солнце. Откинута рампа, и из огромного грузового отсека самолета выгружается полное оснащение телецентра, загруженное в Бельгии. Здесь все: цифровые камеры, плейеры, видеомагнитофоны, фотоосвещение, кабели... Но стоять в чужом аэропорту долго не следует -- дорого. И "Руслан" снова взмывает в небо. Следующая посадка -- в Кейптауне, на самой макушке Африки. Здесь к нашему гиганту устремляются сотни людей:

-- Что за самолет?

-- "Руслан" из Украины.

-- А где это, в России?

-- Да нет, в Европе. Есть такое независимое государство. Про Чернобыль слыхали?

-- А-а-а... Чернобыль!

Берем курс на Сейшельские острова -- всемирно известные курорты. Мы забирали отсюда оборудование и оснащение для фестиваля "Мисс мира", чтобы доставить его в Англию. Недолгая стоянка -- и "грузовик" вновь пересекает африканский континент, но уже в обратном направлении, следуя в английский город Рамсгейт. В столице Пакистана загрузили огромный генератор на самоходной платформе и повезли его в Геную на ремонт. Во время разгрузки был момент, когда подвела гидравлика генератора и платформа начала крениться. У всех перехватило дыхание, ведь, не дай Бог, грохнулась бы 70-тонная громадина... Но здесь в полной мере проявилось мастерство бригады лоуд-мастера под руководством В.Борисенко, виртуозно выполняющей сложнейшие погрузочно-разгрузочные работы. Специалисты бригады досконально знают все конструктивные особенности "Руслана", запас прочности его узлов. Без суеты, миллиметр за миллиметром, платформу выровняли -- и она медленно сползла на поле аэродрома.

Как-то в Генуе во время взлета наш "Руслан" попал в стаю чаек. Несколько этих милых птичек весом по 8--10 килограммов каждая угодили прямо в двигатели -- и два из них остановились. Только высочайшее мастерство летчиков и воистину изумительные качества машины позволили тогда сделать необходимый маневр и благополучно вернуться на аэродром. Когда "Руслан" сел, в его коке (носовом обтекателе) была вмятина величиной с "Жигули"... Кстати, вскоре после этого происшествия здесь в точно такой же ситуации разбился американский транспортный самолет. Теперь вдоль аэродрома, соседствующего с морем, барражирует специальный катер, команда которого выстрелами отпугивает птиц.

Словом, сегодня работяга "Руслан" -- над жаркой Африкой, а завтра запросто может оказаться над зимней Аляской. Как сказал исполнительный директор "Авиалиний Антонова" Константин Лушаков: "Этому самолету разве Юпитер впору. Земной шарик для него тесен..."