Выпуск газеты Сегодня №153 (408) за 18.08.99
ЗЕМНОЙ ШАРИК ЕМУ ТЕСЕН
ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ "РУСЛАН" НЕСЕТ... ДА ВСЕ ПОДРЯД!
Украинский транспортный самолет "Руслан" может взять на борт все, что не по плечу лучшим воздушным "грузовикам" западного производства: тепловозы, огромные турбины, оборудование для всемирных выставок и фестивалей, одним махом -- до сотни легковых автомобилей и даже... жирафа.
"Попросили нас как-то австралийцы перевезти сие длинношеее создание из одного штата в другой, -- рассказывает руководитель грузовых перевозок Александр Гриценко. -- До этого были предприняты аж четыре попытки на Боинге-747. Но при посадке животные гибли. Как потом оказалось, их нежный организм не выдерживал стремительного изменения барометрической высоты. Мы посоветовались с зоологами, ветеринарами и решили начинать снижение не за сто километров, как наши предшественники, а за пятьсот -- и максимально плавно. Да и лететь пришлось на нетипичной для "Руслана" высоте -- четыре тысячи метров вместо девяти. Живехонький и бодрый, наш подопечный, покинув салон самолета, показал язык в объективы кинокамер и отправился в ближайший зоопарк".
И еще один показательный случай из практики. Как-то из одного конца Соединенных Штатов в другой наш экипаж перевозил сверхтяжелый негабаритный груз. И летный состав услышал следующий радиоразговор американских авиадиспетчеров.
-- Что это за махина?.
-- "Руслан" из Украины.
-- А что везет?
-- Нашу тяжелую технику перебрасывает в другой штат.
-- А мы что, сами не можем?
-- Нет у нас таких самолетов.
Длинная пауза.
-- Да-а-а, дожили...
Словом, "Руслан" -- это престиж независимой Украины, ее флаг, ее национальная гордость. Самый большой из ныне летающих в мире самолетов, последняя и, пожалуй, лучшая работа блистательного авиаконструктора Олега Антонова.
Перед самым распадом Союза, словно предчувствуя экономические трудности, с которыми придется столкнуться отечественной авиапромышленности, преемник Олега Антонова, генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев добился согласия Михаила Горбачева на создание подразделения транспортных авиагрузовых перевозок. И с тех пор "Русланы" трудятся, не покладая крыл.
ПОЖИРАЯ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Сквозь ночь к Либревилю, столице африканского государства Габон, на высоте десять тысяч метров несется наш "Руслан". Мы сели в аэропорту, когда уже взошло солнце. Откинута рампа, и из огромного грузового отсека самолета выгружается полное оснащение телецентра, загруженное в Бельгии. Здесь все: цифровые камеры, плейеры, видеомагнитофоны, фотоосвещение, кабели... Но стоять в чужом аэропорту долго не следует -- дорого. И "Руслан" снова взмывает в небо. Следующая посадка -- в Кейптауне, на самой макушке Африки. Здесь к нашему гиганту устремляются сотни людей:
-- Что за самолет?
-- "Руслан" из Украины.
-- А где это, в России?
-- Да нет, в Европе. Есть такое независимое государство. Про Чернобыль слыхали?
-- А-а-а... Чернобыль!
Берем курс на Сейшельские острова -- всемирно известные курорты. Мы забирали отсюда оборудование и оснащение для фестиваля "Мисс мира", чтобы доставить его в Англию. Недолгая стоянка -- и "грузовик" вновь пересекает африканский континент, но уже в обратном направлении, следуя в английский город Рамсгейт. В столице Пакистана загрузили огромный генератор на самоходной платформе и повезли его в Геную на ремонт. Во время разгрузки был момент, когда подвела гидравлика генератора и платформа начала крениться. У всех перехватило дыхание, ведь, не дай Бог, грохнулась бы 70-тонная громадина... Но здесь в полной мере проявилось мастерство бригады лоуд-мастера под руководством В.Борисенко, виртуозно выполняющей сложнейшие погрузочно-разгрузочные работы. Специалисты бригады досконально знают все конструктивные особенности "Руслана", запас прочности его узлов. Без суеты, миллиметр за миллиметром, платформу выровняли -- и она медленно сползла на поле аэродрома.
Как-то в Генуе во время взлета наш "Руслан" попал в стаю чаек. Несколько этих милых птичек весом по 8--10 килограммов каждая угодили прямо в двигатели -- и два из них остановились. Только высочайшее мастерство летчиков и воистину изумительные качества машины позволили тогда сделать необходимый маневр и благополучно вернуться на аэродром. Когда "Руслан" сел, в его коке (носовом обтекателе) была вмятина величиной с "Жигули"... Кстати, вскоре после этого происшествия здесь в точно такой же ситуации разбился американский транспортный самолет. Теперь вдоль аэродрома, соседствующего с морем, барражирует специальный катер, команда которого выстрелами отпугивает птиц.
Словом, сегодня работяга "Руслан" -- над жаркой Африкой, а завтра запросто может оказаться над зимней Аляской. Как сказал исполнительный директор "Авиалиний Антонова" Константин Лушаков: "Этому самолету разве Юпитер впору. Земной шарик для него тесен..."