1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №152 (155) за 11.08.98

БУДНИ, БЕДЫ И ПОБЕДЫ "УКРЗАЛІЗНИЦІ"

Железные дороги -- главные транспортные артерии страны, от "здоровья" которых во многом зависит состояние всей экономики. На фоне всеобщего спада положение в этом секторе выглядит если не благополучным, то и не столь удручающим. Наш корреспондент обратился к первому заместителю министра транспорта, генеральному директору "Укрзалізниці" Анатолию Слободяну с просьбой рассказать о сегодняшнем состоянии отрасли.

-- "Укрзалізниця" перевозит гораздо больше, чем все остальные виды транспорта вместе взятые: более 65% пассажиров и почти 90% грузов -- "наши". Однако общий спад в экономике и на нас сказался: перевозки резко уменьшились, соответственно сократились и собственные средства. До 1992-го около 90% доходов мы получали за счет тарифов на грузовые и социально необходимые пассажирские перевозки, предусматривающих покрытие расходов из госбюджета. На восстановление подвижного состава и оборудования выделялось 60% от необходимого. Естественно, это меньше, чем в развитых странах, выделяющих на дотацию железным дорогам от 2 до 5% госбюджета, но куда больше, чем сейчас, когда из централизованных источников мы практически ничего не получаем.

Кстати, в России и Белоруссии с момента образования независимых государств базовые грузовые тарифы были увеличены по сравнению с нашими примерно в 2,5 раза. Мы не раз ходатайствали об аналогичном "выравнивании" тарифов. Но...

-- И что в результате?

-- С 1992 по 1997 год пассажирские перевозки уменьшились почти на треть, а грузовые -- в 2,5 раза. Главная проблема здесь -- неплатежи. Получается, что из-за задолженности грузоотправителей, составляющей на сегодня 600 млн. грн., около половины грузов перевозим бесплатно или, в лучшем случае, кредитуем при этом предприятия других отраслей.

Что до пассажирских перевозок, то, образно говоря, здесь мы вынуждены ездить на круглых нулях. И при этом пассажиры порой упрекают нас в том, что мы время от времени поднимаем цены на билеты и тем самым набиваем себе карманы. Могу открыть "тайну": для того, чтобы маршруты стали рентабельными, цену билетов на пассажирские поезда нужно увеличить минимум в 3--4 раза, а на пригородные -- в 10 раз... Так что после очередного повышения цен мы всего-навсего немного уменьшаем огромные суммы своих убытков.

Кстати, льготами при переезде у нас пользуются 39 категорий граждан. Потери доходов от таких перевозок в пассажирских поездах в прошлом году составили около миллиарда, а от пригородных -- еще 350 млн. грн. Вывод: проезд льготников нужно осуществлять за счет министерств и ведомств, осуществляющих патронат. А что касается ветеранов войны и пенсионеров, то им лучше ежемесячно выдавать на руки для проезда "энную" сумму. После чего, кстати, активность их поездок значительно уменьшится, ведь эти люди стараются экономить.

-- Этим ваши проблемы исчерпываются?

-- К сожалению, нет. За последнее время почти в десять раз сократились темпы обновления основных фондов. Более половины пассажирских вагонов выработали свой ресурс. Подлежат списанию 60% пассажирских электровозов, около 80% электричек и дизель-поездов. Если не произвести необходимого обновления, то к 2000 году перевозки дальнего сообщения придется сократить почти на треть, а пригородного -- наполовину. Но с помощью испанской технологии восстановления списанных вагонов мы продлеваем срок их службы на 16--20 лет. А заключение контракта с французской фирмой позволит ежегодно строить 250 новых вагонов. Правительство Франции выделяет для этого долгосрочный кредит в $20 млн.

-- А как обстоят дела с транзитными перевозками?

-- "Укрзалізниця" делает все возможное, чтобы увеличить транзитные перевозки, приносящие наибольшую выгоду: создана гибкая тарифная политика, на основе маркетинговых исследований проводится работа по привлечению грузов с других видов транспорта и направлений, которые раньше шли в обход Украины. В результате в первом квартале мы впервые получили прирост транзитных перевозок более чем на 5%.

-- На днях вы отмечали профессиональный праздник -- День железнодорожника. Поводы для радости были?

-- И не один. За первое полугодие мы отправили более 145 млн. тонн народнохозяйственных грузов -- на 7 млн. тонн больше, чем за аналогичный период 1997-го. Впервые за последние шесть лет появилась надежда закончить год с ростом объемов перевозок. Приятно, что завершили электрификацию двух важных участков: Тернополь--Хмельницкий и Лубны--Ромодан. Электрички по ним пошли как раз накануне нашего профессионального праздника.

Однако самое большое значение, на мой взгляд, имеет принятие правительством постановления "О мерах государственной поддержки железнодорожного транспорта". Им предусматриваются меры по бюджетному финансированию "Укрзалізниці", начиная со следующего года, а также выделение средств для освоения серийного выпуска подвижного состава на отечественных предприятиях. Планируется выделение средств на покупку крайне необходимого числа пассажирских вагонов, тепловозов и электричек. Значит, "Укрзалізниця" начала "выезжать" из застоя.